Мы слышим голоса поэтов,
Которых нет уже в живых,
– Неповторимые приметы,
Особый ритм, чеканный стих.
(Анатолий Лукьянов)
На заседании Французской академии наук 11 марта 1878 года один из академиков возмущенно воскликнул: «Негодяй! Плут! Мы не позволим чревовещателю нас обманывать! Как можно поверить, что презренный металл способен передать благородный голос человека?» Так он отреагировал на изобретение фонографа, впервые услышав запись человеческого голоса. К счастью, большинство ученых не разделили его скептицизма.
Фонограф, созданный Томасом Эдисоном, стал новой вехой в истории человечества. Лев Толстой, которому подарили один из первых аппаратов, восторженно отозвался о нем: «Мысль — самая могущественная сила в мире. Чем больше форм для своего выражения она находит, тем сильнее становится. Изобретение книгопечатания стало эпохой в истории, другой такой эпохой станет появление телефона и, особенно, фонографа. Это самое эффективное средство для сохранения не только слов, но и оттенков голоса, их произносящего».
До наших дней дошло 19 записей голоса Льва Толстого. Представить, что можно услышать голос, записанный более ста лет назад, — удивительно. В начале XX века на восковые валики и грампластинки было сделано множество записей. Среди них — голоса известных поэтов и писателей.
Иван Бунин оставил три стихотворения, включая знаменитое «Одиночество». Сергей Есенин записал монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев», «Исповедь хулигана», «Разбуди меня завтра рано» и «Я покинул родимый дом». Анна Ахматова оставила множество записей, в том числе «Реквием». Владимир Маяковский — «Послушайте!» и «А вы могли бы». Александр Блок — «В ресторане». Николай Гумилёв — «Канцона». Борис Пастернак — «Разлука». И это лишь некоторые из тех, чьи голоса остались в истории.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев