Но как это сделать, ведь основы педагогики не преподают в школах, а профильные вузы заканчивали далеко не все.
Помочь в подобном самообразовании может понимание такого очень важного фактора умственно-психологического развития ребенка как «зона ближайшего развития».
Это понятие было сформулировано в 30-х годах прошлого века отечественным педагогом и психологом Львом Семеновичем Выготским.
В наши дни смысл открытия многим покажется очевидным, а для современников Льва Семеновича оно было революционным. Ведь, к примеру, разницы в принципах между дрессурой животных и обучением детей педагогическая наука в то время еще не видела.
Итак, Выготский в своем труде «Мышление и речь» обосновал то, что обучение и развитие - это по сути своей разные процессы. И наиболее успешно ребенок развивается тогда, когда обучение немного опережает его развитие, вызывая к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития.
Например, вы учите ребенка алфавиту. Зная буквы, дошкольник может сразу переходить к прочтению односложных слов. Это значительно сложнее для ребенка, но без перехода на этот этап он может вскоре просто забыть уже выученные буквы.
Однако, более сложное все же должно быть соизмеримо с возможностями ребенка. Обучать сына или дочку тому, чему он не способен обучаться, так же бесполезно, как обучать его тому, что он умеет уже делать самостоятельно.
И это доказывает тот факт, что неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии, как грамотный в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии затруднено тем, что обучение слишком трудно, а для второго - тем, что оно слишком легкое.
Проводником из зоны ближайшего развития в зону актуального развития, то есть того, что ребенок уже знает и умеет делать сам, должен быть взрослый.
Вообще роль социума и взаимодействия ребенка со своими взрослыми, будь то родители, родственники или педагоги, по мнению Выготского, первостепенна в развитии.
Взрослый нужен ребенку именно для того, чтобы разобраться в сложном, а не для того, чтобы делать за ребенка то, с чем он может справиться и сам. Поистине счастливы дети родителей, сумевших найти золотую середину в том, где нужно помогать и в том, когда нужно не мешать.
#jukupreykina_edukation
#jukupreykina_edukation
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев