Артикуляционная разминка «Разговор леса»
Данное упражнение представляет собой игровую форму артикуляционной разминки, которая активизирует работу органов артикуляции, подготавливая их к правильному произношению звуков.
1. Ветер в лесу – ш-ш-ш.
2. Уж ползет по траве – с-с-с.
3. Прилетел жук – ж-ж-ж.
4. Запел комарик – з-з-з.
5. Пролетела птица – шух-шух.
6. Засопел ежик – пых-пых-пых.
Использование звукоподражаний и образных представлений делает упражнение увлекательным для детей, стимулируя их воображение и интерес к звукам речи.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность различать, идентифицировать и манипулировать звуками речи. Развитие этой способности необходимо для овладения грамотой, чтения и письма.
«Чувствительное ушко»Данный комплекс упражнений направлен на развитие фонематического слуха:* Просим тишины – ц-ц-ц. - Упражнение на дифференциацию звука "ц" в различных контекстах.
* Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "кш".
* Дуем на одуванчик – ф-ф-ф. - Упражнение на артикуляцию и дифференциацию звука "ф".
* Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "дз".
* Зажужжала пчела – дж-дж-дж. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "дж".
* Загудел в поле трактор – р-р-р. - Упражнение на артикуляцию и дифференциацию звука "р".
Игры на развитие фонематического слуха:
* «Поймай звук»: Ребенок хлопает в ладоши, услышав заданный звук в словах.
* «Где звук?»: Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
* «Какой звук я тяну?»: Ребенок узнаёт и называет протяжные гласные звуки.
* «Заколдованные звуки»: Озвучивание звуков беззвучной артикуляцией.
* «Сколько звуков – столько пальцев»: Ребёнок показывает количество пальцев, соответствующее количеству звуков в слове.
* «Капризный звук»: Ребенок «возвращает» звук на место в слове.
Игры с использованием зрительных опор:
* «Телеграфисты»: Составление слов из отдельных звуков.
* «Красный – белый»: Классификация слов по наличию заданного звука.
* «Разгадай слово»: Определение первого звука в слове и составление слова из начальных звуков.
* «Озвучь картинку»: Соотнесение картинки с соответствующим звуком.
Коллективные игры:
* «Общий звук»: Определение общего звука в ряду слов.
* «Самый внимательный»: Составление новых слов из заданных слогов.
* «Бусы»: Определение начального и конечного звука в слове.
* «Кто в рукавичке живет»: Звукоподражание животным.
* «Простучи слоги»: Определение количества слогов в слове.
* «Испорченный телефон»: Передача слова по цепочке шепотом.
Представленные упражнения и игры направлены на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха у детей. Регулярное использование данных упражнений в игровой форме способствует формированию правильного произношения, развитию речевого слуха и подготовке к овладению грамотой.
Важно отметить:
* Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.
* Упражнения должны быть интересными и увлекательными для детей.
* Важно создать позитивную и поддерживающую атмосферу во время занятий.
#речевоеразвитие #логопедия #артикуляционнаягимнастика #звуки #фонетика #словообразование #игры #развитиеречи #логопед #дети #дошкольники #школа #родители #обучение #раннееразвитие #язык
Нет комментариев