— В теории это очень даже хорошо, — спокойно сказала Елена, — но где гарантия того, что дело выгорит? Вы в курсе, какая сейчас конкуренция в общепите? В курсе, сколько сейчас есть интернет-магазинов, где можно заказать еду с доставкой?
Елена помолчала немного и добавила:
— И, в конце концов… Вы правда думаете, что на развозе домашней еды, приготовленной на обычной кухне, можно сколотить состояние?
Муж молчал. По-видимому, все озвученное Еленой попросту не приходило ему в голову.
Первой заговорила свекровь:
— Леночка, да что ты так боишься-то? — Валентина Ивановна покачала головой и цокнула языком. — Ну да, риск есть. Но риск же благородное дело. Мы же не с бухты-барахты все начнем, а спокойненько сядем, все распишем, сделаем. Чего бояться-то зря? Многие свои дела открывают, чем мы хуже?
Елена возражать не стала, поняла, что пустое это дело. И очень понадеялась, что в скором времени муж и свекровь оставят эту идею.
***
Но не тут-то было. Как-то вечером Виктор примчался с работы с горящими глазами.
— Лен, я сегодня с ребятами на работе перетер, — бодро начал муж, — все говорят, что идея классная. Сказали, что будут заказывать у нас, если мы возьмемся. Более того, Серега наш даже предложил помочь с рекламой!
Елена устало вздохнула.
— Витя, одно дело — болтать языком, но совсем другое — платить за это деньги. Люди много чего говорят, но когда дело доходит до кошелька... Тут начинается уже совсем другая песня.
— Лен, да ты что! — Виктор даже подпрыгнул от возмущения. — Сейчас все только и говорят о здоровом питании, да о домашней еде. А мы им как раз это и предложим!
Елена покосилась на мужа и покачала головой. Все-таки Виктор был неисправимым оптимистом и мечтателем…
— Ну, допустим, ты прав, это все работает. Но что там насчет цен? Узнавал? — спросила она. — Сколько стоит реклама, оформление документов и все остальное?
Виктор немного замялся и почесал затылок.
— Ну, примерно...
— Примерно?! — Елена посмотрела на мужа во все глаза. — Витя, знаешь, иногда создается впечатление, что ты живешь в каком-то своем мире. В бизнесе, Витя, нужно высчитывать все до копейки и еще оставлять резерв для всевозможных форс-мажоров. А ты про примерно...
— Ну мы же пока только прикидываем, разве нет? — ответил муж. — Вот когда определимся уже, тогда сядем и посчитаем все до копейки. А так… Ну… Мама говорит, что миллиона должно хватить на все. Может, чуть больше.
— Миллион?! — ахнула Елена. — Витя, ты… Ты хоть понимаешь, о каких деньгах речь? Это же целое состояние!
— Понимаю, конечно, — кивнул муж.
Помолчав немного, он снова завел старую пластинку:
— Но ведь наша-то квартира стоит больше! Вот продадим ее, вложим деньги в бизнес, а через год-два купим две квартиры! Может, даже три! И будем как сыр в масле кататься!
— Витя, а вот все-таки представь, если не получится? — сказала Елена. — Ну вот если бизнес провалится? Мы же без ничего останемся! И без работы, потому что, сам понимаешь, бизнес — это не хобби, на которое можно тратить час-два в день. Туда нужно погружаться с головой! То есть, с работы придется увольняться, Витя.
И она выразительно посмотрела на мужа.
— И без квартиры остаться! Ты вместо того, чтобы в облаках витать и розовых пони считать, поинтересуйся, сколько людей прогорело на попытках начать свое дело. Узнай, какие есть риски, какие подводные камни, как можно себя хотя бы отчасти обезопасить, тогда и поговорим.
Но Виктор и слушать ничего не хотел, он упрямо стоял на своем.
— Да не провалится же ничего! — твердо сказал он. — Я уверен! И мама тоже уверена. У нас все получится!
— А я вот не уверена, — тихо ответила Елена.
Виктор нахмурился и отвернулся.
— Значит, ты мне не доверяешь… — пробурчал он.
— Я просто не готова ставить на карту все, что у меня есть, ради весьма и весьма призрачной выгоды, — отозвалась Елена. — Если бы только у кого-то из нас был опыт в такого рода делах, если бы у нас были связи… Можно было бы попробовать. Но в наше время, когда рушится даже то, что стояло годами… И вот так, наобум… По-моему, Витя, это безумие.
И она покачала головой.
— Лена, — сказал после долгого молчания Виктор, — я не хочу всю жизнь работать курьером. Мне уже как бы хорошо за тридцать. И мне надоело считать копейки и выживать, я хочу жить! Если не сейчас менять что-то в жизни, то когда, Лен?
В голосе мужа звучала такая запредельная тоска, что Елене стало его жаль.
— Вить, ну… давай попробуем поискать другие варианты, — она мягко взяла мужа за руку и заглянула ему в глаза. — Может, кредит какой взять?
— Я узнавал, это не вариант, — отмахнулся Виктор. — Там такие проценты, что мы несколько лет только на банк и будем работать.
— Ну, в принципе, да, — кивнула Елена, — кредит та еще кабала.
— Ну вот, о чем я и талдычу! — оживился Виктор. — Поэтому вся надежда только на эту квартиру.
— Нет, давай еще подумаем, — проговорила Елена. — Никуда эта твоя идея не денется. А с наскока такие дела все-таки не делаются.
Виктор молча кивнул, но Елена видела, что он расстроен и злится на нее.
***
На следующий день пришла Валентина Ивановна.
— Леночка, я тут все просчитала до копейки, — свекровь удобно уселась за столом и раскрыла блокнот. — Ты не волнуйся, я все учла… Кстати, я уже и меню составила! Так вот, если мы…
— Валентина Ивановна, — перебила ее Елена, — а где вы собираетесь готовить?
— Ну как где? — заморгала свекровь. — Дома у себя, где же еще?
— На продажу дома готовить нельзя.
— Как нельзя? — удивилась Валентина Ивановна. — А что так? Соседи жаловаться будут?
— Дело не в соседях, — терпеливо объяснила Елена. — Есть все-таки санитарные нормы, требования там всякие... Для коммерческого приготовления пищи нужно специальное помещение.
Валентина Ивановна нахмурилась и поджала губы.
— Тю! Ерундистика какая! — она с досадой махнула рукой. — Я всю жизнь готовлю, и все довольны. Никто еще не отравился. У соседей за ушами трещит от моих пирожков!
— Валентина Ивановна, дорогая, — терпеливо пыталась объяснить Елена, — одно дело — угостить соседей, и совсем другое — продавать еду официально.
— А кто узнает? — Валентина Ивановна лукаво подмигнула невестке. — Мы же не ресторан открываем! Тихо-мирно будем работать для своих. Ну кому какая разница, на чем я пеку блины, на домашней плите или еще на какой! От этого что, их вкус изменится? Нет же!
Елена окончательно поняла, что свекровь не желает вникать в детали. Ей просто хочется быстро разбогатеть.
— Так, — сказала Елена, — давайте все-таки Витя досконально изучит, что именно нужно для такого бизнеса. Ну, чтобы в лужу не сесть и ни с чем не остаться… А потом сядем и поговорим. Идет?
— Да господи, да что там изучать-то?! — возмутилась Валентина Ивановна, — нашла великую науку! Люди из воздуха деньги делают, думаешь, они много чего изучают? Начинать надо, а не бумажки всякие читать! Фортуна любит смелых! А то пока мы тут думаем, другие уже делают! Обойдут нас конкуренты, будешь знать!
После ухода Валентины Ивановны Елена долго обдумывала ситуацию. Несмотря на бурный натиск мужа и свекрови, она прекрасно понимала, что уступать нельзя.
Впрочем, Виктор вдруг как-то поутих с этой идеей. Жене он ничего не говорил, но Елена подумала, что он все как следует разузнал и понял, что открывать кулинарный бизнес им не стоит.
— Ну вот и хорошо, — облегченно выдохнула женщина.
Впрочем, радовалась она рано.
Как-то в выходной Елена собралась постирать, но обнаружила, что машинка приказала долго жить. Она вызвала мастера, и тот сказал, что отремонтировать-то, конечно, можно, но…
— Проще купить новую? — спросила женщина.
— Ну… да.
Не откладывая дело в долгий ящик, Елена решила сегодня же смотаться в магазин бытовой техники. Увы, ее ждал неприятный сюрприз… Заглянув в тайник, женщина обнаружила, что конверт, в котором лежали их с Виктором накопления, пуст.
В этот момент как раз вернулся с работы Виктор. Держа в руке пустой конверт, Елена вышла встречать мужа.
— Витя, — негромко сказала она, показывая мужу пустой конверт, — объясни, будь добр, что это значит?
Виктор невольно стушевался.
— Ах, это… Ну, это…
— Где деньги?! — почти закричала Елена.
— Да сейчас объясню! — Виктор даже покраснел. — Чего сразу орать-то? Иди сюда.
Он прошел на кухню и начал выкладывать на стол какие-то буклеты, листовки, рекламки… У Елены так зарябило в глазах от этого всего, что закружилась голова. Увидев, что жена побледнела, Виктор с готовностью подставил ей стул и помог сесть.
— Лен, ты чего? Эй, ты в порядке? — суетился он. — Может, скорую, а?
— Витя… — слабым голосом проговорила Елена. — Это… что такое?
— Ну сама же видишь! Это реклама наших услуг, — сказал Виктор, причем голос его звучал не очень уверенно.
— То есть, ты все наши накопления… вбухал в рекламу… несуществующего бизнеса? — Елена и сама удивлялась тому, как тонко звучит ее голос.
Перед глазами до сих пор все плыло, и ей казалось, что она вот-вот отключится.
— Да не все, успокойся. Только часть. А часть потратил на продукты. Дорожает же все! Вот я и решил закупить для мамы всякого мяса, ну и всего остального впрок. Еще маме мясорубку мощную купил, инвентарь там всякий. Часть денег авансом дал Сереге, чтобы тот в интернете акцию запустил. Кстати, он же еще и в видеомонтаже шарит, обещал крутой ролик про нас сделать. А еще… Лен, может быть, все-таки скорую?
— Не надо, — сказала Елена.
Она встала, налила себе воды и залпом осушила стакан. Стало чуть полегче.
— Витя, — начала она, глядя на мужа в упор, — у нас стиралка полетела. Мастер сказал, что ремонту она уже не подлежит. Где прикажешь брать деньги на новую?
Виктор невольно втянул голову в плечи. Сейчас он, здоровенный детина, был похож на нашкодившего школьника.
— А, Вить?
— Ну, это… — он моргнул. — В кредит… можно… Или в рассрочку… Сейчас же оформляют вроде бы…
— Кредит значит, да? — Елена подошла к мужу вплотную и заглянула ему в глаза. — И выплачивать его, конечно же, буду я. Да?
— Лен, ну что ты сразу кипишуешь? — начал защищаться Виктор. — Сейчас закажу карту рассрочки, поедем завтра и купим тебе эту стиралку… До завтра же белье не протухнет?
— Я платить буду, я! — крикнул он, увидев выражение лица жены. — Нашла проблему апокалиптического масштаба…
***
Не успела Елена ничего ответить, как в дверь позвонили. Пришла соседка тетя Клава.
— Леночка, привет! Слушай, мне тут Валя сказала, что вы бизнес открываете семейный. Слушай, ну это здорово, — застрочила она как пулемет. — Ой, погоди… вы в наше время не боитесь?! Ну и правильно, а чего бояться, люди и в девяностые дела свои открывали, и ничего. А когда вы запускаетесь-то?
— Э… — растерялась Елена. — Теть Клав, а… что именно вам сказала Валентина Ивановна?
— Ну как что? Сказала, что вы открываете доставку домашней еды. Что готовить будет она сама, Витя начнет развозить, ну а ты деньги вкладываешь. Еще обещала нам, соседям, скидки давать! Так когда вы запускаетесь?
— Эм… Пока точно не знаю.
Кое-как выпроводив соседку, Елена вернулась в гостиную. Муж сидел за ноутбуком и что-то читал в интернете.
— Тетя Клава заходила, — бесцветным голосом сообщила Елена.
— М-м-м...
— Сказала, что ты и мама твоя, оказывается, открываете службу доставки еды. А я это дело спонсирую. И еще сказала, что вы уже клиентам скидки пообещали.
Яд в голосе жены заставил Виктора отвлечься от экрана ноутбука и повернуться к ней.
— Ну да… — сказал он. — Все правильно. Клиентуру нужно набирать уже сейчас. Что такого-то?
— Что такого? — тихо спросила Елена. — Ты без согласования со мной взял деньги из конверта, назначил меня спонсором несуществующего дела, ты что-то там мутишь за моей спиной и спрашиваешь, что такого?!
— Лен, ну не начинай…
— Не буду я продавать квартиру! — крикнула Елена. — И деньги… Завтра чтобы вернул всю сумму!
— Не дави на меня! — в тон ей ответил муж. — Раскомандовалась… Там и мои деньги лежали, если что.
Елена не выдержала и рассмеялась. Она в месяц складывала в конверт по десять тысяч, а Виктор — только по две.
— Я для нас же стараюсь, в конце-то концов! — завопил он.
Елена не стала ничего отвечать и удалилась в спальню. Но она понимала, что терпение ее уже на исходе.
***
А утром, пока Виктор был в ванной комнате, ей позвонили с неизвестного номера. Некто очень хотел купить ее квартиру и готов был заплатить наличными. Стоило ей отбрыкаться от клиента, как позвонил еще один. Потом еще один. В конце концов, Елена поставила телефон на беззвучный режим и стала дожидаться мужа.
— Вить, ты что, дал объявление о продаже моей квартиры? — спросила она, когда Виктор появился на кухне.
— Ну… да…
— Зачем?
— Потому что, Лена, квартиру нужно продавать сейчас, — Виктор старался говорить уверенно. — Сейчас самый сезон. Кто знает, что будет потом? А сейчас… Ну что ты так на меня смотришь-то?!
— Если ты. Сейчас же. Не снимешь. Объявление… — начала закипать Елена. — Я за себя не ручаюсь.
Виктор передернул плечами и достал телефон. Но вместо того, чтобы выполнить просьбу жены, он набрал мать.
— Мам, у нас сложности, — сказал он в трубку, — нужна твоя помощь.
— Сейчас буду, — сказала Валентина Ивановна.
***
Свекровь примчалась минут через пять. И сразу же начался семейный совет.
— В общем, Лена, — начал Виктор.
Он то и дело поглядывал на мать, в присутствии которой явно чувствовал себя увереннее.
— Мы с мамой уже разрабатываем бизнес-план и вкладываем в него время и силы. Все готово к запуску, не хватает только стартового капитала. Если ты не готова продать квартиру и инвестировать в наше общее дело, значит, ты просто не веришь в меня как в мужчину, как в главу семьи. И…
Он снова покосился на мать.
— И ты не видишь с нами общего будущего.
— Витенька прав, — кивнула Валентина и строго посмотрела на невестку. — Вот я всю жизнь поддерживала своего мужа, а теперь поддерживаю сына. Женщина должна идти за мужчиной, верить в его решения и помогать ему достигать целей. Если ты не можешь этого сделать, то зачем вообще нужен такой брак? Это же не семья получается, а ерунда какая-то!
— Если один из членов семьи витает в облаках, кто-то должен опустить его на землю, — твердо сказала Елена. — Я не готова рисковать своей квартирой ради не пойми чего. Ищите деньги где хотите. Я к вашему бизнесу не хочу иметь никакого отношения.
— А мы пробовали искать, — сухо сказала Валентина Ивановна. — У нас было три варианта: кредит, поиск инвестора и госпрограмма. Про кредиты ты сама знаешь все не хуже меня, их сейчас нормальные люди не берут. Инвестировать в нас никто не будет. Ну а госпрограммы — это бумажная волокита на годы. Пока бумажки оформим, конкуренты весь рынок займут.
— Лена, либо ты с нами, либо против нас, — жестко сказал Виктор. — Выбирай.
Елена посмотрела на мужа, потом на свекровь.
— Я выбрала, — тихо проговорила она, — квартиру я не продам.
Виктор побледнел, а Валентина цокнула языком и покачала головой.
— Тогда нам не о чем больше говорить, — буркнул муж и вышел из комнаты.
***
Вечером Виктор съехал к матери. А наутро, когда Елена была на работе, он забрал остальные свои вещи и оставил записку: «Раз ты променяла меня на квартиру, то и живи с ней».
— Аминь, — сказала Елена, комкая записку.
На следующий день она подала на развод, и через месяц их десятилетний брак с Виктором был расторгнут. Виктор в суд не явился и больше никак не напоминал ей о себе.
Несколько недель спустя Елена разговорилась с заглянувшей к ней на минуточку тетей Клавой, которая продолжала общаться с Валентиной Ивановной. От нее она узнала, что семейный бизнес застопорился.
— Так ничего и не открыли они, — качала головой соседка, — деньги не нашли… А жаль, задумка-то хорошая была. Ну да ладно. Витька по-прежнему курьером работает, а Валентина Ивановна готовит потихоньку. На него и на себя.
Тетя Клава сухо рассмеялась.
— А про бизнес они уже и не заговаривают. Стыдно, наверное.
Как-то Елена встретила в магазине Виктора. Тот задержал на ней взгляд и хотел было подойти, но женщина поспешила выйти. Не о чем им говорить.
Сейчас Елена живет свою жизнь и продолжает сдавать квартиру. О разводе она не жалеет.
Copyright: Анна Медь 2025 Свидетельство о публикации. Копирование контента без разрешения автора запрещено
Комментарии 34
Кто ее знал- брезговали и боялись отравиться.
Как можно покупать что то, не зная вскаких условиях и как они делаются? Как хранятся?
Вон, посмотришь-то там отравились, то тут.. И это в местах, которые оборудованы, люди медосмотры проходят, СЭС проверки устраивает, и то... Беды бывают. А тут.. Где то на хате... Нет. Я бы у таких не брала бы ни чего.
Спасибо за рассказ