Восстановили дом из руин и пепла
Синичка уже прилетала. Заглянула в скворечник – проверила привычное свое жилье, постучала в окно, приветствуя, но семечек ждать не стала. Она как бы предупредила, что они здесь, что помнят и прибудут, как только наступит срок. Эта пара синичек не покидала Бусаргиных и в тот самый горький год, когда они лишились дома. Птицы к зиме появились как ни в чем не бывало, сделали вид, будто ничего не произошло - нет запаха гари вокруг и слез и боли в сердцах людей, с ними рядом живущих. Почти каждый день синичка стучалась в окно, он его открывал, даже если был очень занят, птица с руки клевала семечки, будто утешала, что все уже позади, подбодряла, заряжала радостью. Ну и что с того, что работы много, осилишь, ведь мы здесь, с вами, и жизнь продолжается. Синички уж несколько лет зимой живут в скворечнике под окном, зимой разговорчивы и бодры, весной дерутся с воробьями из-за жилья, которое все же тем уступают, улетая на лето в свои неведомые места.
В поселке Лесозавод Лидия Александровна и Николай Михайлович живут вот уже двенадцатый год, переехали на ее родину после выхода на заслуженный отдых. О том, как красиво и необычно они обустроили территорию вокруг дома, мы рассказывали в газете несколько лет назад. Вот и этой осенью на праздновании юбилея поселка Николаю Михайловичу вручили приз за благоустройство. Но между двумя этими событиями вместилось страшное горе, которое им довелось пережить.
Оставив квартиру в Саранске младшему сыну, в 2010 году они купили половину двухквартирного дома, обустраивались основательно, ведь решили остаться здесь навсегда. За несколько лет привели в божеский вид дом, а большую территорию превратили в настоящий сад и благоухающий цветник, вложив немалые средства и всю душу. Но 28 марта 2020 года случился пожар, по вине соседей они остались без дома, который не был застрахован.
Пустующую в поселке квартиру отдали виновникам пожара, а их даже не спросили, что будут делать, где и как жить. Как только немного отошли от шока и слез, решили вновь строиться. Когда три бригады строителей ни за какие суммы не согласились восстанавливать их дом, представлявший из себя обугленный сруб с насквозь прожженными пазами, где первым делом предстояло соскребать со стен эту черноту, Николай Михайлович решил все делать сам. Ему было на то время 70 лет, Лидия Александровна на два года моложе. Они работали по 12 часов, он лопатой, топором, скребком, всем, чем можно, сдирал со стен обугленный слой дерева - четыре сантиметра изнутри и столько же снаружи. Весной шли дожди и немного облегчали работу - мокрая сажа меньше разлеталась в воздухе, 15 дней продолжалась эта пытка, которой, казалось, конца и края не будет, еще 20 дней отвозил горелые остатки от дома, был черный как негр, каждый день топили баню, ее восстановили первой. Каких трудов стоило поднять на потолок десять маток, которые пришлось делать из сырого материала, даже крышу железом покрыли сами. За полгода управились, понимая, что зимовать им негде. 28 сентября вселились в дом, в котором предстояло полностью выполнить все внутренние работы, что и делали всю зиму без выходных и отдыха.
Спустя два года в доме Бусаргиных все сияет новизной, стало даже лучше прежнего. Пристроены летние комнаты для четверых внуков. Вместо обуглившегося можжевельника, что рос у крыльца, посадили новый куст. Цветов стало еще больше. Этим летом созрел не только виноград, но и выросло 25 арбузов и 90 дынь. Под крыльцом прижились ящерки – юркие, разноцветные, до 15 штук иной раз рано утром располагались на ступеньках погреться на солнышке, на радость изумленным внукам.
В столь немолодом возрасте Бог дал силы не только пережить, но и самим восстановить дом из руин и пепла. Не впали в отчаянье, а смогли преодолеть обстоятельства, выдержали испытание бедой. Теперь даже самим не верится, что со столь большим и тяжелым объемом работы справились.
С первым снегом ждут Бусаргины в гости не только синичек. Вот уже две зимы, как только сугробы достигают внушительных размеров, в их большом огороде под елками поселяется большая стая серых куропаток. Зарываются в снег, только головы торчат и не улетают, как бы за оградой ни бесились, не лаяли чующие дичь сельские собаки. Они уверены, что здесь под надежной защитой и остаются у дома месяца на два. Николай Михайлович расчищает до самого ручья, что течет в самом низу огорода, широкие дорожки. Даже там, где они особо и не нужны, соскребает снег до зеленой травы, которую куропатки с удовольствием и щиплют, позволяя хозяевам незаметно наблюдать за ними. То, что птицы здесь, угадывается по характерному фырканью, что доносится из сугробов. Они всегда начеку, а когда спят, одна из стаи непременно бодрствует, охраняет общий покой, не позволяет подойти слишком близко ни любопытным, ни опасным. В природе все так устроено, что выживать можно лишь сообща, полагаясь друг на друга. А вот им пришлось столкнуться с ситуацией, когда пострадав по чужой вине, оказались с бедой один на один.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1