Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен.
Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. Сейчас дворник — профессия не слишком высокооплачиваемая, специальных знаний для нее не требуется. А в России же дореволюционной дворник — уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» (следил за порядком во вверенном районе) и даже немного ЖЭКа (контролировал состояние домов). Так что главный дворник самого важного проспекта Империи — человек не бедный, социально важный. Жена его — Анна Федоровна — работала горничной. И странным образом именно это определило потом карьерный путь ее сына. Дело в том, что и люди на Невском жили непростые. Главная улица столицы огромной страны, жильцы — сплошь звезды и богачи. Анна Федоровна работала у певицы Анастасии Вяльцевой. Это была знаменитая артистка, даже получившая прозвище «Русская золушка». Она исполняла романсы, пела оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Но прозвище «Золушка» она получила за то, что ранее также была горничной. Соответственно, к прислуге она относилась с уважением и пониманием. Анне Федоровне в благодарность за работу Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями. Даже в семьях среднего достатка граммофоном могли похвастаться не все. И маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.
Судьба «Подмосковных вечеров» удивительна и полна парадоксов.
Начиная с того, что сам композитор относился к своему творению весьма скептически. Недаром песня несколько лет пролежала в столе у него на даче в Комарово под Ленинградом, где, собственно, и появилась на свет. И называлась она тогда «Ленинградские вечера». Написав это лирическое произведение, Василий Павлович о нем благополучно забыл. И вспомнил из практических соображений, когда в 1956 г. ему предложили написать несколько песен для документального фильма по следам 1-й летней Спартакиады народов СССР. Композитор решил использовать уже готовую мелодию. Текст песни, по собственным словам Соловьева-Седого, «состряпал на скорую руку» поэт Михаил Матусовский. В будущем, когда песня стала популярной, Матусовский сильно переживал из-за слов коллеги. А тогда песне пришлось поменять название на «Подмосковные вечера», ведь Спартакиада проходила в столице, а не в Ленинграде. Авторы не возлагали на «Подмосковные вечера» особых надежд.
Однако дальнейшая судьба песни показала, насколько для завоевания зрительских сердец важен исполнитель. За кадром фильма она звучала в исполнении актера и певца Владимира Трошина.
А дальше слава песни нарастала лавинообразно. Ее начали ставить на радио, а в 1957 году, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, творение Соловьева-Седого стало главным музыкальным хитом. Следующие годы песня триумфально шествовала по планете. В 1958 г. мелодию исполнял известный пианист Ван Клиберн, ее пел американский джазовый певец Луи Армстронг. В 1964 г. радиостанция «Маяк» взяла первые аккорды песни как свои позывные сигналы, а в 1980-м «Подмосковные вечера» были признаны в мире самой популярной русской песней и позднее вошли в «Книгу Гиннеса» как рекордсмен по количеству исполнений.
Соловьев-Седой — эпоха в истории советской песни. Он написал более 400 песен, музыку к кинофильмам.
Многие его песни страна знала наизусть: «Первым делом, первым делом самолеты…», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…». А первой песней композитора, получившей всенародную славу, стала «Вечер на рейде», которую он написал в самом начале Великой Отечественной.
Мелодии, написанные гениальным композитором Соловьевым-Седым, вне времени. А сам он — народный композитор не по званию, а по призванию. О чем свидетельствуют прижизненные тиражи пластинок с песнями Соловьева-Седова — их вышло 2,5 млн (!) экземпляров.
Хотя заслуженных званий у композитора было множество, он был удивительно демократичен в общении. До конца дней сохранял в себе мальчишеский задор, в письме к друзьям мог подписаться как «Васолов» или нотными знаками: «Фа-си-ля Си-до» (Василий Седой).
А вот его почитатели, среди которых был и знаменитый полководец Георгий Жуков, в отношении композитора испытывали искренний пиетет и благодарность за его музыку, которая в страшные дни войны была поддержкой и для солдат на фронте, и для тех, кто ковал Победу в тылу и ждал близких с войны домой. Жуков называл Соловьева-Седого «Маршалом песни». И пусть такого звания не было в официальных циркулярах, но ведь и судьба песен Василия Павловича не укладывалась в обычные рамки. Его гениальное музыкальное наследство стало частью истории нашей страны. Героической истории. Ведь даже музыку у нас пишут «маршалы».
#жзл #музыка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев