Обсуждаемые темы

❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий вчера в 22:17
София Борисова (Молчанова)
последний комментарий вчера в 22:16
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий вчера в 15:40

Великая Пятница

Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества.
Господь шел на смерть сознательно. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к людям, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес.
Евангелия повествуют о том, как после Тайной вечери и прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманский сад у Елеонской горы, где они провели часть ночи, ученики в тревожной дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге до кровавого пота. Христос предвидел все заранее, Он знал, что Иуда уже ведёт вооруженную толпу для ареста. А Иуда думал скрыть свое предательство и остаться в числе приближенных к Царю, поэтому обнял Христа и, по восточному обычаю, приветствовал Его поцелуем. «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 47) – укорил Христос бывшего ученика, а Петр, выхватив меч, ударил ближайшего врага, пытаясь защитить Учителя. Но Петр – рыбак, а не воин, меч в неумелых руках скользнул по черепу и лишь отсек человеку ухо. Христос велел Петру вложить меч в ножны и исцелил раненого. «Ты думаешь, Петр, Я не могу умолить Отца, чтобы Он послал на Мою защиту более чем двенадцать легионов ангелов? Но как же тогда сбудутся Писания?» Когда Христос говорил, окружившие Его стражники упали на колени, не выдержав Его Божественной власти. Он поднял их и дал Себя связать, а ученики в этот момент разбежались.
Иисус был приведен на допрос и суд, однако смертный приговор был уже вынесен заранее, оставалось лишь формально соблюсти процедуру. Однако для казни требовалось разрешение римского наместника, Понтия Пилата, и Христа повели к нему. Пилат отослал дело к местному царьку, Ироду Антипе, а тот, после допроса, избиения и унижения, снова отправил Христа к Пилату. Понимая, что на Христе нет никакой вины и что Он уже достаточно пострадал, Пилат предложил ради праздника отпустить Его, но масса народа, спровоцированная старейшинами, подняла крик: «Распни Его!» Тогда Пилат сказал свое знаменитое: «Я умываю руки», а народ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25)
Для Христа избрали самую тяжелую и мучительную казнь – распятие на кресте, но перед самой казнью осужденных подвергали дополнительным избиениям и пыткам. Претерпев несколько часов страданий, Господь Иисус Христос умер на Кресте, совершив дело спасения человечества. Там, при кресте, стояли ученицы Христа во главе с Пресвятой Богородицей и двое мужчин: самый младший из апостолов, Иоанн, и римский центурион, руководивший казнью. Видя мучения Христа, он уверовал в него и после Воскресения стал Его учеником.
Двое из тайных учеников Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – сняли тело Христа, обвили его погребальной плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы новом склепе, высеченном в скале. Вход в пещеру завалили огромным камнем.
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 30 апреля в 07:40
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 26 апреля в 21:13

Советская трагедия великой пианистки Веры Лотар-Шевченко

Холодным вечером 1950 года в Нижнетагильскую музыкальную школу зашла измождённая женщина в лагерном ватнике и стоптанных ботинках. На плохом русском она попросила проводить её к роялю «сыграть концерт». Села за инструмент, долго смотрела на клавиши, затем подняла руки, и… из актового зала понеслись, сотрясая старинное одноэтажное здание, мощные, наполненные бешеным темпераментом аккорды. Учителя и ученики, побросав занятия, кинулись в зал. Странная незнакомка сидела за роялем и кривыми от артрита пальцами играла Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена. Взгляд её был устремлён в бесконечность, лицо озарено вдохновением. «Кто вы?» – спросила директор школы, как только незнакомка закончила. «Меня зовут Вера Лотар-Шевченко, – ответила та с сильным иностранным акцентом, – и я тринадцать лет играла эту музыку на доске!»
Когда-то ей рукоплескали Европа и Америка, а Ромен Ролан назвал её «самой выдающейся пианисткой XX века». Вере же на славу было плевать. Самым главным для неё была музыка. Она была её счастьем, жизнью, и Вера отдавалась ей без остатка, соединяя в себе требовательность учителя и вечное рвение ученика.
Родилась Вера Лотар 10 марта 1901 года в Турине в семье итальянского математика и испанской пианистки. Затем отец получил место профессора в Сорбонне, и семья переехала в Париж. В 6 лет Веру отдали в музыкальную школу, а в 12 она уже давала сольные концерты. Однажды она пробилась к Тосканини за кулисы и попросилась играть в его оркестре. Требовательный Тосканини отказал. Тогда Вера села за рояль и сыграла Листа так, что великий дирижёр заплакал. С его оркестром Вера объездила весь мир. Через два года – в 18 лет начала давать сольные концерты. Ромен Ролан, знаток Бетховена, был потрясён её исполнением. Она играла американскому президенту, играла в Букингемском дворце, объездила Европу и Америку. Фирма «Стэнвей» подарила ей рояль и сделала лицом своей кампании. Впереди – усыпанный розами путь. Слава, богатство, поклонники – в общем, всё, чего можно только пожелать. Но всему помешала… любовь.
В середине 30-х Вера знакомится с Владимиром Шевченко – русским эмигрантом и скрипичным мастером, которого в Париже называют «русским Страдивари». Это была любовь с первого взгляда. Владимир старше её, у него двое сыновей, но Веру это не останавливает, и в 1936 году она выходит за него замуж. А потом влюбляется второй раз – в Россию, о которой рассказывает муж, и загорается переехать в эту удивительную страну, где живут замечательные люди. Они пишут прошение в посольство. Через несколько месяцев Владимиру разрешают вернуться. Счастливые супруги переезжают в Ленинград. А на календаре меж тем страшный 37-й год…
Живут туго. Комната в общежитии, общий туалет и кухня, денег не хватает, Вера продаёт парижские туалеты. Но через пару месяцев благодаря протекции пианистки Марины Юдиной Вера устраивается в Ленинградскую филармонию солисткой. Муж получает работу. Казалось бы, самое трудное позади. Но однажды ночью к общежитию подъезжает чёрный воронок. Владимир арестован по доносу. Ему дают 10 лет без права переписки.
Вера бросается защищать мужа. Со своим бешеным темпераментом она ходит из инстанции в инстанцию и доказывает, что муж любил Россию, что он патриот, но ничего не помогает. Тогда она, потеряв терпение, крикнула: «Значит, и меня арестуйте!» И, конечно, её немедленно арестовали за «сотрудничество с врагом». Следователь НКВД на одном из допросов медленно, смакуя, ломал ей рукояткой пистолета каждый палец. Чтобы больше не могла играть.
Вера отсидит «от звонка до звонка». Сменит шесть лагерей. Будет валить лес, пилить дрова, работать на кухне. Мужа расстреляют, но узнает она об этом через много лет. Дети попадут в детдом, где старший погибнет при бомбёжке, а с младшим она встретится лишь через двадцать лет. Ни разу в лагере она не прикоснётся к роялю. Но однажды два зэка вырежут ей из фанеры клавиатуру. И вот на этом «лагерном Стэнвее» она по ночам проигрывает весь свой огромный репертуар. И, глядя на её озарённое лицо, женщинам в бараке кажется, что они слышат бессмертную музыку.
Она освободилась в 1950 году. Ей было запрещено проживать в крупных городах. Но она мечтала только сесть за рояль, и потому просится в любой город, где есть музыкальная школа. В Нижнетагильской музыкальной школе она играет несколько часов без остановки. А в коридоре молча рыдают учителя. Они догадывались, откуда она пришла в этом зэковском ватнике…
Её взяли в школу иллюстратором на уроки музыкальной литературы. Тагильским ученикам очень повезло – они слушали прославленную пианистку дважды в неделю. Но повезло не только им – повезло всему городу. Вера давала бесплатные концерты в местном Доме культуры, устроилась работать в драматический театр музыкальным оформителем, а потом взяла учеников. Но учить не любила. Сперва слушала, как ребёнок играет, затем говорила: «Играть надо так», – и показывала. А соседи, бросив дела, бежали на этот импровизированный концерт. Одна из её учениц, Татьяна Константиновна Гуськова, вспоминает: «…она жила в каком-то особом мире, была абсолютно непрактична в делах житейских, бытовых. <…> Музыка заполняла её всю без остатка, была смыслом существования, жизнью и счастьем».
К слову, о концертах. Они были крайне редкими, а Вера Августовна, восстановив форму, мечтала о больших залах. Ближайший крупный город – Свердловск. Но в Свердловской филармонии надолго она не задержалась – к ней относились крайне подозрительно. Она была «чужая», притом «бывшая зэчка», да ещё и играла не так, как принято в русской школе. Концертов ей давали мало, а если давали, то в основном в сёлах. Не выдержав прессинга, Вера переехала в Барнаул. Давала концерты в полупустых холодных залах, очень мёрзла и страдала от этого. Но однажды на её концерт случайно зашёл корреспондент «Комсомольской правды» Симон Соловейчик. Он был потрясен её игрой, и на следующий день о Вере Лотар-Шевченко узнал весь Советский Союз.
Последние 16 лет жизни Вера Августовна даёт концерты в Москве и Ленинграде, и уже никто не говорит, что играет она «как-то не так». Живёт в Новосибирске, в Академгородке. Восторженные почитатели её таланта всеми правдами и неправдами выхлопотали ей двухкомнатную квартиру, купили мебель и рояль «Беккет». Дверь в квартиру всегда была полуоткрыта, и соседи слушали её игру, сидя на лестнице.
Она была абсолютна непрактична в быту, не знала, как готовить, могла забыть обед на плите, сесть за рояль и опомниться, когда уже из кухни валил дым. Ученики местной школы установили над ней шефство – убирались у неё, покупали продукты, выполняли поручения. В это же время – где-то в конце 60-х – из посольства Франции приходит письмо: её зовут обратно. Предлагают восстановить концертную деятельность, обещают турне по Европе и Америке, условия жизни и гонорары, несопоставимые с советскими. Но Вера… отказывает. «Мой отъезд будет предательством по отношению к тем советским женщинам, которые помогли мне выжить в лагерях». Недаром Веру сравнивают с библейской Руфью – родина, убившая мужа, стала её родиной. На её концерты билеты на первые ряды никогда не продаются. На них бесплатно приходят те, кто вместе с ней прошёл лагеря.
Иногда на неё нападало озорство. Однажды после концерта в Новосибирске она пожелала вместе с друзьями ехать «кутить». Ей хотелось пить шампанское и играть на рояле. Таксист привёз их в замызганную рюмочную. Сизый дым, небритые лица, разговор на фене, женщин почти нет. «О… – удивилась Вера Августовна, – здесь нет рояля?» Она взяла две бутылки водки и попросила мужиков привезти сюда инструмент. Через час полупьяные мужики привезли на грузовике концертный рояль. И несколько часов алкоголики, воры и уголовники молча, сняв шапки, слушали Моцарта, Бетховена и Баха.
Вера Августовна умерла 10 декабря 1982 года. Похоронили её на кладбище в Новосибирске. За её гробом шёл весь город. На могиле установили белый памятник, на котором выбили её собственные слова: «Жизнь, в которой есть Бах, – благословенна».
Анна Гурина
Просто🕊 Любовь🕊
последний комментарий 25 апреля в 18:39
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 21 апреля в 10:59
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 15 апреля в 19:48

14 апреля - День памяти Владимира Маяковского.

14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде в рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры о том, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор.
14 апреля 1930 года «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая скорая помощь нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы». Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в клинике медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела. Потом тело было кремировано.
Самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Некоторые обвиняли в его смерти 22-летнюю актрису МХАТа Веронику Полонскую. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.
В середине 1950-х годов Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На передней стороне рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе.
Специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз пришлось исследовать и предсмертное письмо Маяковского, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в его подлинности. Письмо выполнено карандашом почти без знаков препинания: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская... Любовная лодка разбилась о быт Я с жизнью в расчете И не к чему перечень Взаимных бед И обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12.IV.30 г.».
Не вызвала сомнений датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.
Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт.
Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил экспертам сделать вывод о том, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выпущена из пистолета маузер модели 1914 г.».
Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».
Все-таки - маузер!
Это еще одна загадка в смерти поэта...
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 13 апреля в 21:58
❀СТИХИ и проза в открытках
последний комментарий 28 марта в 16:18
Показать ещё