Улицы рассказывают
ВОЛОДАРСКОГО: ДОРОГА К ХРАМУ
Ирина Зудина
Фото автора
Улица Володарского – одна из старейших улиц Коврова. Появилась она согласно проектному плану 1788 года, начиналась от Христорождественского храма и первоначально называлась именем губернского города – Владимирской. После обретения храмом статуса собора улица сменила название и стала Соборной.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Среди ковровских храмов Христорождественский собор – самый древний. Согласно преданию, деревянная Рождественская церковь появилась здесь в XII веке по воле великого владимирского князя Андрея Боголюбского, сбившегося с пути и заблудившегося в этих местах в канун Рождества. Князю удалось выйти в стан деревни Елифановки, и в честь своего спасения он приказал построить в селении церковь. В конце XVII века вместо деревянного возвели каменный храм. Для приготовления строительных растворов сегодня используют цемент и песок. А прежде на протяжении столетий основным связующим материалом, употреблявшимся в строительстве, была гашеная известь. Интересен процесс ее приготовления или «творения». Полученную в результате обжига жженую известь «гасили» в специальных творильных ямах. В яму глубиной 4-6 метров, с деревянной опалубкой, до половины загружали жженую известь и до краев заливали водой. Затем яму покрывали деревянным щитом, присыпали землей и оставляли на три и более лет. Чем больше выдержка, тем прочнее материал. Поскольку гашение сопровождалось очень сильным разогреванием массы, детвору предупреждали: в этом месте не играть – можно сгореть заживо. Для приготовления строительного раствора гашеную известь смешивали с чистым песком в пропорции – ведро извести на ведро песка. Все старые ковровские храмы, кроме Троицкой церкви, построены на известковых растворах. Первоначально престолов в храме было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя Макария, Калязинского Чудотворца. Позже храм обрел еще одну икону, которая стала главной городской святыней и пользовалась особым почитанием в соборе, – Смоленскую икону Божией Матери. По преданию, икона была найдена чудом уцелевшей на пепелище сгоревшей дотла деревянной церкви села Нестерово, что находилось в 7 верстах от Коврова. Решили, что икона чудотворная, и перенесли ее в Христорождественский храм села Коврово. Ежегодно 28 июля (по старому стилю) в день празднования Смоленской иконы в Коврове проходил большой праздник, к которому была приурочена Смоленская ярмарка.
Христорождественский собор – свидетель многих событий. В нем проходила церемония открытия Коврова как уездного города и духовное торжество по случаю его столетия. В 1837 году в Христорождественской церкви присутствовали при совершении молебна цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) и его наставник поэт В.А. Жуковский. Это случилось во время ознакомительной поездки цесаревича по стране. Александра готовили к управлению государством. Как говорил М. Ломоносов: «Нельзя страною управлять, оную не зная». С целью знакомства со страной цесаревич в свои 19 лет совершил большое путешествие по России. Вернувшись из поездки, Александр просил отца о смягчении участи ссыльных декабристов, с которыми встречался в Сибири. И первое, что сделал сам, придя к власти, объявил амнистию политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам. Священнослужителей Христорождественского храма можно назвать первыми ковровскими летописцами и краеведами. Сила Архангельский, прослуживший здесь 50 лет, заносил в свои тетради в хронологическом порядке все выдающиеся события местной истории: пожары, эпидемии, посещение города Коврова членами императорской семьи и т.д. Его последователь, Алексей Радугин, прослуживший в храме почти 54 года, оставил нам обширную краеведческую статью «О городе Коврове» с записанными в ней старинными преданиями об атамане Ширине, об обретении иконы Смоленской Божией Матери, о происхождении фамилии князей Ковровых. Могилу А.Г. Радугина с надгробным памятником можно увидеть сегодня возле Христорождественского собора со стороны алтаря.
В 1870 году Христорождественская церковь стала собором.
УЛИЦА СОБОРНАЯ
Долгое время церковным старостой собора был крупнейший купец-виноторговец Михаил Дмитриевич Сомов, переселившийся в Ковров из Владимира в 1840-е годы. В начале улицы Володарского сохранились дома, принадлежавшие его старшим сыновьям и внукам, занимавшимся оптовой и розничной торговлей вином и пивом. Здесь сложился целый ансамбль городской усадьбы: жилой двухэтажный полукаменный дом (№7), двухэтажный каменный флигель (№7а) и каменная торговая палатка (№7г). Оптовым складом пива и меда на Соборной заведовал старший сын – Василий Михайлович Сомов, а потом его сын Владимир Васильевич. В советское время в домах, принадлежавших ранее Сомовым, существовало предприятие, производившее фруктовые воды. Владельцами домов на Соборной были также состоятельные купцы Куренковы, Кокурины, Ромагины. Среди построек выделяется двухэтажный каменный дом В.А. Ромагиной (№10). После национализации его занимали различные советские учреждения: дом ребенка и отдел социального обеспечения, ночной санаторий имени X годовщины Октябрьской революции и, наконец, детская поликлиника. В годы Великой Отечественной войны поликлиника была закрыта, здание занято под госпиталь. Сейчас в нем по-прежнему размещается детская поликлиника Ковровской городской больницы №1.
На радость детворе на противоположной стороне улицы стоит дом, где гостей у входа встречают сказочные герои: волшебные и совсем не страшные. Поражает оригинальность идеи. Но это уже креатив наших дней. Застройка улицы Соборной формировалась постепенно. Часть улицы до пересечения с нынешней улицей Дегтярева (бывшая Павловская) была освоена к середине XIX века. За Павловской улицей в то время находились лишь две солдатские слободы: старая – в районе современной улицы Советской и новая – в продолжение Соборной улицы. В 1872 году территорию к востоку от Павловской распланировали под строительство жилых кварталов. К началу XX века улица стала вдвое длиннее.
ЦАРЬКОВА БАНЯ
Здесь, на Соборной, в начале 1880-х годов появилась общественная баня. Народ окрестил ее Царьковой по фамилии владельца. В бане было два отделения: общее – мужское и женское и дворянское – для зажиточных горожан. Для тех, кто не желал мыться в общих залах, существовали номера. Возможно, баню строил ковровский купец Ф.П. Царьков. В 1880-е Царьков был членом управы. В то время Ковровская городская управа состояла из двух членов и председателя. Эти три человека отвечали за всё городское хозяйство. Царьков, в частности, занимался устройством первых каменных мостовых, ему поручали ремонт водопровода, вышедшего из строя после сильных морозов, он курировал строительство городской плотомойни, обеспечивал город дровами, фуражом и т.д. И как тут не вспомнить фразу Генриха Гейне: «Кто любит народ, тот должен сводить его в баню». Внимание властей к бане всегда было повышенным. После революции баню у Царьковых новая власть сначала арендовала, а затем национализировала, сделав ее городской общественной баней №1. В начале нового столетия баню закрыли, здание перестроили (№41). О былом напоминает сегодня лишь вывеска: банно-прачечный комбинат.
ПОЖАРНОЕ ДЕПО
На пересечении Павловской и Соборной улиц в 1904 году было выстроено новое кирпичное здание пожарного депо с каланчой и конюшнями для лошадей. Служба пожаротушения складывалась и развивалась в Коврове на протяжении десятилетий. В течение долгого времени борьба с пожарами носила всеобщий характер, и основной силой в борьбе с огнем были военные. Солдаты ковровской штатной воинской команды, например, отличились при пожаре 1788 года. Следуя известному с петровских времен указу о «неуклонном прибытии» войск на пожары, они сумели отстоять городскую церковь, казенные склады и несколько обывательских домов. Без их помощи город был бы полностью уничтожен огнем (тогда сгорело 99 домов, уцелело 44). С первой половины XIX века в Коврове началось накопление пожарного оборудования и инвентаря. Средства пожаротушения (ведра, бочки, водоливные трубы) и содержание пожарного двора оплачивались из городского бюджета. Казенные пожарные инструменты до постройки депо хранились в здании напротив Христорождественского собора. Но и в начале 1860-х в Коврове еще можно было видеть на воротах многих обывательских домов прибитые дощечки с изображением того, с чем должны люди являться на пожар (лопата, ведро, топор, лошадь).
В декабре 2019 года около ковровской пожарно-спасательной части №14 на улице Володарского открыли памятник «Покорители огня», посвященный работе пожарных и спасателей. Памятник изготовили мастера художественной ковки из города Иваново. Металлическая скульптура олицетворяет преемственность поколений, сплоченность пожарного братства и превосходство над огненной стихией.
ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
С советских времен улица носит имя революционера, участника Октябрьской революции в Петрограде В. Володарского, настоящие фамилия и имя которого – Гольдштейн Моисей Маркович (1891 1918). Уроженец села Острополь Волынской губернии (Украина), он уже в раннем возрасте начал политическую борьбу. Неоднократно подвергался арестам, был в ссылке и эмиграции. В мае 1917 года Володарский вернулся из эмиграции в Петроград вместе с другими революционерами – Моисеем Урицким, Вацлавом Воровским и Львом Троцким. Незадолго до октябрьских событий 1917 года вступил в партию большевиков. После Октябрьской революции он – комиссар по делам печати, пропаганды и агитации, редактор «Красной газеты». Убит эсером 20 июня 1918 года. В том же году политические враги большевиков застрелили председателя Петроградского ЧК М. Урицкого и стреляли в Ленина. В Коврове несколько улиц старого города переименовали в честь рано ушедших из жизни политических деятелей: В. Володарского, М. Урицкого, и Я. Свердлова (умер в 1919 году).
В наше время улица Володарского во многом сохраняет прежний облик, однако новое строительство всё же меняет ее черты. Но, как и прежде, она остается дорогой к храму.
Источник публикации: газета "Ковровская неделя" №71 за 18 сентября 2020 года, стр. 14 и 16.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи!