Газета «Знамя труда», 7 января 1992 года.
ПОСТРОЕНА УСЕРДИЕМ РАБОЧИХ
(Окончание)
После кончины Соколова в Феодоровскую церковь был определен священник – Николай Александрович Преображенский.
Об этом человеке следует рассказать подробнее. Отец Николай также вышел из стен Владимирской духовной семинарии, которую окончил в 1888 году, будучи одним из лучших студентов. После этого он поступил в Московскую духовную академию, после окончания которой получил степень кандидата богословия. В 1897 году Н.А. Преображенский состоял надзирателем Владимирской духовной семинарии, а в октябре 1898 года был рукоположен во священника Ковровской Феодоровской церкви. Он стал одним из самых образованных ковровских священнослужителей.
Н.А. Преображенский являлся очень деятельным человеком, характер имел твердый и властный. Постепенно отец Николай распространил свое влияние почти на весь город. С самого начала служения в Коврове Н.А. Преображенский состоял законоучителем Ковровского железнодорожного училища и Феодоровской 2-классной мужской школы. После он стал заведующим как Феодоровской мужской, так и одноименной женской школами. В 1899 году отец Николай возглавил Ковровское отделение Владимирского Епархиального училищного совета, стал его председателем. В ведении Н.А. Преображенского оказались все церковно-приходские школы Ковровского уезда. После открытия в Коврове женской гимназии и реального училища отец Николай помимо прочих своих постов, стал законоучителем и в этих учебных заведениях. Он неоднократно получал поощрения и награды Св. Синода, а в 1915 году был возведен в сан протоиерея.
Помимо преподавательской деятельности Н.А. Преображенский ревностно занимался делами своего храма, вникал в подробности жизни и нужды всех своих прихожан-мастеровых, часто по церковным праздникам обходил все дома своего прихода (более 150 дворов) и поощрял работников мастерских к трезвому образу жизни, добросовестной работе и развитию внутреннего духовного мира.
Рабочих Ковровских мастерских в статьях и книгах, написанных после 1917 года, предпочитали изображать как почти исключительно революционеров-подпольщиков, занятых лишь листовками, маевками, забастовками и изучением произведений Маркса и Ленина. Конечно, были и такие, но абсолютное большинство рабочих жило тогда другими заботами. Для многих главным было умение хорошо выполнять свое дело, возможность получать сравнительно высокий заработок, когда один мастеровой содержал неработающих стариков-родителей, хозяйку-жену и до десятка детей. Не столь уж беспросветной была жизнь рабочего Ковровских железнодорожных мастерских, как это доказывали позднее. Люди гордились своим предприятием, качественно делали свою работу, а церковь, тоже свою, заводскую, сооруженную на свои же, рабочие деньги, считали, и во многом справедливо, лучшей церковью города.
В храме действовало калориферное отопление, в подвале находилась котельная, где топили дровами и углем, поэтому пол в церкви всегда был теплым, в отличие от холодных каменных плит других ковровских храмов. Освещение в Феодоровской церкви сделали электрическое, в паникадилах горели лампочки в виде свеч. А отлитый по специальному заказу мастеровых большой церковный колокол, на который пошло помимо меди немало серебра, обладал самым чистым и долгим звучанием из всех ковровских колоколов. Его голос узнавали из любого конца города, и колокол этот тоже был предметом гордости рабочих мастерских.
После того, как в 1909 году в Коврове открыли женскую гимназию, некоторые дочери мастеровых, окончившие Феодоровскую школу при заводском храме, по рекомендации Николая Александровича Преображенского становились гимназистками, а после окончания гимназии работали учительницами, в том числе и в Феодоровской церкви. Так, дочь рабочего-столяра Ковровских мастерских Михаила Михайловича Пудова – Елена, окончив Феодоровскую школу и Ковровскую гимназию, вернулась в родную школу учительницей. Еще большую роль в деле народного образования выполняла Феодоровская двухклассная мужская школа, первым лицом которой тоже был отец Николай Преображенский. В этой школе только во втором классе обучалось без малого сто мальчиков. Это была самая большая двухклассная школа в Ковровском уезде. Обучали в школе по расширенной программе, уделяя основное внимание математическим дисциплинам, чтобы дать возможность выпускникам поступать в Ковровское железнодорожное училище.
В числе преподавателей 2-классной мужской школы можно назвать Ивана Федоровича Соловьева, отец которого Федор Ефимович Соловьев на протяжении многих лет был псаломщиком Феодоровской церкви; выпускников Владимирской духовной семинарии Александра Петровича Миртова и Ивана Михайловича Либеровского. Диакон Феодоровской церкви Василий Евграфович Ставровский, следуя примеру отца Н. Преображенского, учительствовал в Феодоровской двухклассной мужской школе и преподавал чистописание в техническом железнодорожном училище.
Недолог был век, отпущенный Феодоровской церкви. Время бежало быстро. Каждый год 14 марта и 16 августа справлялись храмовые торжества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Мастерские в такие дни не работали. Но лишь 47 раз отмечали эти праздники.
События 1917 года, потрясшие страну, привели к закрытию и разорению многих храмов, разрушению русских традиций. Не стала исключением и Феодоровская церковь. После 1922 года богослужение в ней больше не проводилось. Протоиерей Н.А. Преображенский был арестован и, по одной версии, сослан в лагерь на Соловки, а по другой – просто расстрелян. Вскоре попытались сделать из храма заводской клуб, сбросили и разбили на куски колокола, разобрали колокольню и снесли церковный купол. Но хорошего клуба из церкви не получилось, и тогда то, что еще оставалось от храма, отдали военному комиссариату.
Вплоть до Великой Отечественной войны в бывшем церковном здании помещался городской допризывный пункт. В войну оттуда уходили на вокзал вновь сформированные воинские части. Тогда же разобрали на дрова деревянную церковную ограду. В послевоенное время в бывшей церкви поместилась база промторга, находящаяся там и по сей день (прим. – публикация 1992 года, не забываем!!!). И проходящие сегодня мимо работники экскаваторного завода (☹️) каждый день могут видеть обезображенный заводской храм, когда-то построенный усердием и на деньги их прадедов.
Н. Фролов,
заведующий музеем
экскаваторного завода.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2