Подкупающая правдивость и прямота игры Раджа Капура и Наргис, волоокой красавицы из неземных,
райских кущ, вызывала горячее сочувствие. Ёе героиня была не по традиции
«женщиной при мужчине», а яркой, сильной и цельной личностью, способной прийти на помощь герою в самую трудную минуту, совершив судьбоносный поворот.
16 совместных ролей сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось.
Даже в дуэтной песне, экранном действии, немыслимом для любого фильма любой другой кинематографии мира, если это не мюзикл, кроме индийской, актёры ведут себя естественно и органично, при необходимости используя элементы танца как продолжение прозаического диалога.
Фирменной стороной
капуровских постановок всегда была качественная музыка, ибо особенности индийского мировосприятия и культурные традиции требовали особого подхода к музыкальному ряду.
Композиторы в команде были наиталантливейшими: молодые
Шанкарсинх Рагхуванши и
Джайкишан Дайябхай Панкал. Все песни к фильму, одна другой обворожительней, несли не только смысловую нагрузку, но и являлись прекрасным мелодическим материалом:
«Песня о бедняцкой доле /Dil Ka Haal Sune Dilwaala» (с использованием дойры – музыкального инструмента, распространённого в Средней Азии),
«Песня о загадках в школе /Eechak Dana Beechak Dana»,
«Песня под зонтом /Pyar Hua Iqrar Hua»,
«Ты не прячь глаза /Mudh Mudh Ke Na Dekh»,
«Мои японские ботинки /Mera Juta Hai Japani»!
Читатели постарше должны помнить пластинки, сначала на 78 оборотов, потом – на 33⅓ об./мин., с песнями из «Господина 420». То были драгоценные приобретения чуть ли в каждом доме, кстати, и в нашей семье тоже.
Разумеется, их выпуск не мог быть не поставлен на поток светлыми головами из
Минкульта и преимущественно из
Минторга, но что-то мне подсказывает, что обошлись при этом без выплаты законных авторских отчислений.
В 1955 году зрители назвали
Раджа Капура лучшим режиссёром Индии за фильм
«Господин 420», а
Бенгальская ассоциация киножурналистов присудила ему
девять премий!На этом можно было бы смело ставить точку. Но у непосвящённых должен возникнуть вопрос: откуда в названии число
420? Ответ: это статья индийского уголовного кодекса, предусматривающая наказание за воровство и мошенничество.
«Господами 420» называли бомжей и бродяг. Цифра обыгрывается даже с дорожным указателем
«Бомбей – 420 км».
Нет комментариев