Я могу сколько угодно поднимать здесь вопросы о крови как рудименте в православном богословии, но всегда звучат одни и те же оправдания. Их несколько: крови нельзя находиться в храме, т.к. там Кровь Христова; можно ходить в храм после родов и во время месячных благодаря появлению средств гигиены.
Это чушь, хотя звучит благочестиво. Только звучит.
«Душа тела в крови» (Лев 17:11). Святость крови для древних людей была в том, что в ней заключена жизнь: кровь=жизнь. Пролитая кровь напоминала о смерти: когда на охоте животное погибало, из раны текла кровь. И поэтому любое кровотечение (например, менструация) в рамках культа классифицировалось как нечистота.
Прокладки и тампоны тут вообще роли не играют. Ветхозаветный закон о «нечистоте» (Лев 15) родился не из-за бытовой гигиены. Напрасно думаете, что женщины прошлого не следили за гигиеной. Тут все дело в крови, а не в ее случайном попадании на пол храма. Все, что было связано с истечением крови помещалось в категорию ритуальной нечистоты. В сакральное пространство нельзя было входить с напоминанием о смерти.
Современные верующие под нечистотой понимают какую-то грязь души и тела, которую может смыть только батюшка особенной молитвой. Ритуальная нечистота в Ветхом Завете означала не личный грех и недостоинство, а невозможность участия в обрядовой жизни. Поэтому у евреев существовали законы о нечистоте. Оскверненный временно не участвовал в ритуалах, даже мужчина. Например, если он прикоснулся к усопшему или к прокаженному. Кровь вне тела напоминала о смерти, а смерть несовместима с Богом, источником жизни. Это ветхозаветная логика, которая не действует в Новом Завете, т.е. сегодня.
Теперь к главному возражению: «как можно подходить к Крови Христа, если у тебя кровь?» Это подмена категорий, здесь ставят рядом два совершенно разных явления - физиологию и Таинство. Кровь и Тела Христовы - источник нашего освящения, невозможно осквернить Христа (Мф 26:28), что мы видим на примере кровоточивой женщины (Мк 5:34). Запреты причащаться в эти дни - это рудимент, основанный на архаичном страхе перед кровью в древних культурах.
Да, в восточной традиции (особенно в Египте, IV–V вв.) встречаются строгие аскетические наставления, где женщинам советуют воздерживаться от Причастия во время месячных. Но это были советы благоговения, а не догмат. Есть противоположныее древние свидетельства. Например, Сирийская Дидаскалия Апостолов (III век) категорически запрещает выгонять женщин из собрания: «Не отделяйте их в обычных очищениях… ведь и та, что страдала кровотечением, прикоснулась к краю одежды Спасителя и не была осуждена» (Дид. 26).
Никакая кровь не может быть препятствием к Евхаристии. Сама мысль об осквернении Христа и храма обычной кровью, на мой взгляд, это богохульство. Нельзя осквернить Бога и Его Дом. Можно демонстрировать непочтение к Нему хамством и попиранием святынь. Наши православные девушки и женщины так себя не ведут, в отличие от гонителей веры и открытых богоборцев.
"Нечистых" матерей все равно не пустят в храм. Мы с вами находимся в определенном историко-культурном контексте. Посмотреть на ситуацию со стороны способны очень немного.
Священник Николай Бабкин
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев