XLI, 4-14. На веч.: Быт. XVII, 1-9. Притч. XV, 20 - XVI, 9.
📜Бытие. (Быт., 17,1-9).
17.1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
17.2. и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
17.3. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
17.4. Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
17.5. и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
17.6. и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
17.7. и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
17.8. и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
17.9. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
📜Притчи Соломона (Притч.15, 20-33; 16, 1-9).
15.20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
15.21. Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
15.22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
15.23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
15.24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
15.25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
15.26. Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
15.27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
15.28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
15.29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
15.30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
15.31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
15.32. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
15.33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
16.1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
16.2. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
16.3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
16.4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
16.5. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
16.6. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
16.7. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
16.8. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
16.9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
📖Толкование на книгу Бытия (Быт., 17,1-9).
В Священном Писании мы встречаем неоднократные примеры изменения имени того или иного библейского героя. Всякий раз перемена имени была чем-то обусловлена. Первым же среди тех, кто обрёл новое имя, стал праотец Авраам.
Для носителя русского языка изменение имени с Аврам на Авраам выглядит совершенно бессмысленным действием, если мы не знакомы с особенностями еврейского языка, то мы не в состоянии уловить разницу между этими двумя именами. Впрочем, нам ничто не мешает открыть одну из библейских энциклопедий и узнать, что добавленная Богом к первоначальному имени библейского праотца буква превратила его из «великого отца» в «отца множества». На этом понимании имён Авраама можно было бы остановиться, если бы не одно довольно странное обстоятельство, заключающееся в том, что далеко не все почитаемые Церковью как святые древние знатоки еврейского языка были согласны с приведёнными ранее переводами имён Авраама. В качестве примера можно взять автора самого авторитетного латинского перевода Священного Писания — блаженного Иеронима Стридонского, он видел в первоначальном имени Авраама не «великого отца», а, хоть и близкого по значению, но всё же несколько иного «отца высокого», ну а одну добавленную к его имени букву он соотносил с аналогичной буквой таинственного и невыразимого имени Божиего, блаженный Иероним полагал, что Бог добавил её к имени праотца «из Своего имени». Стоит признать, что толкование блаженного Иеронима выглядит весьма изящно, а если его немного продлить, то мы получим законченную богословскую картину: Бог, заключая завет с Авраамом, в качестве ещё одного подтверждения истинности Своих слов даёт ему в качестве вечного залога одну из букв Своего имени.
Однако значительно интереснее и неожиданнее толкование имён Авраама, которое в своё время предложил святитель Амвросий Медиоланский. Он переводил первое имя Авраама как «бесполезный отец» или же как «отец бесплодный». Вряд ли возможно представить, что родители могли дать своему сыну такое имя, а потому перевод святителя Амвросия связан не столько со знанием еврейского языка, сколько с желанием показать, что само библейское повествование определяет имена своих героев. Так и Авраам, не имея детей от Сарры, был бесплодным отцом, незадолго же до рождения Исаака Бог, предопределяя дальнейших ход событий и удостоверяя Авраама в истинности Своих слов, меняет ему имя на другое, такое, которое в самом своём звучании как в некоем семени содержит всю дальнейшую историю потомков праотца Авраама.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
📖Толкование на книгу Притчей Соломона (Притч.15, 20-33; 16, 1-9).
Среди прозвучавших сейчас мудрых высказываний о праведности и пороке есть слова, которые на первый взгляд не относятся к духовной жизни. Обсуждая вопросы праведности или греховности, Соломон говорит: «Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости». Но что он имеет в виду? И как это относится к вопросам добра и зла? Попробуем разобраться.
Одно из главных слов для любого христианина — это слово «Евангелие», которое дословно переводится как «благая весть». Когда язычники или иудеи принимали эту весть, их жизнь преображалась и наполнялась смыслом, несмотря на то что многое в ней оставалось прежним. Человек мог оставаться рабом или бедняком, больным и немощным, но всё это отходило на второй план. Всякий из нас знает, что хлопоты и тяготы подготовки к приходу гостей или рождению ребёнка с лихвой покрываются радостью общения и рождения новой жизни. С Евангельской вестью то же самое: тяготы жизни не исчезали, но знание о победе Христа над смертью помогало посмотреть на всё по-новому.
Нечто подобное имеет в виду Соломон. Он знает, что можно смотреть на мир по-разному, на разном делать акцент. Премудрый Царь знает, что Господь слышит молитву праведных, знает, что в итоге Бог же управляет всей жизнью... Соломон доверяет Творцу и всё вместе это становится поводом для радости. Причём радости не только внутренней, но и внешней, от которой взгляд человека становится светлым, так что такой человек научается радовать сердца других. Каждый из нас может посмотреть на свою собственную жизнь и сделать акцент на чем-то своём, хорошем или плохом. Людям обычно кажется, что всё зависит от обстоятельств, но на самом деле всё зависит от нас самих, от того, что мы выбираем и от того, что хотим явить окружающим нас людям.
священник Стефан Домусчи
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев