XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.
📜Книга Бытия (Быт. XV, 1-15).
1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
📜Книга Притчей Соломоновых (Притч. XV, 7-19).
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
10 Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.
📖Толкование на книгу Бытия (Быт. XV, 1-15).
В сегодняшнем чтении мы видим пример общения Бога и праотца Авраама. И естественно мы можем задать вопрос: каковы их отношения и что может быть их аналогией в нашей жизни? Авраам спит после испытания, которое в русском переводе названо происшествием. И вот в ночном видении Бог говорит ему, что Он будет награжден чем-то значительным. Но что же мы слышим из уст Авраама? Он сомневается в том, что Бог способен наградить его чем-то стоящим. Богатство у него и так есть, а вот детей нет. Бог не гневается на него за сомнения, но выводит его из шатра и, показывая ночное небо, уверяет в том, что потомков у него будет бесчисленное множество.
То, что происходит дальше является одним из ключевых моментов истории спасения: Авраам верит Господу и Тот вменяет ему эту веру в праведность. Какое же чувство испытал Авраам, когда поверил? То ли, что испытывает человек, доверяющий начальнику, который обещал не сокращать его в трудное время? Или то, которое испытывает ребенок наконец оказавшийся на руках у матери? Конечно, последнее. Это чувство доверия, уверенности и полной преданности, без оглядки и без подозрений. Сегодня психологи любят говорить о том, что у человека должно быть так называемое базовое доверие к миру. Но оно может быть полноценным, только если у человека есть базовое доверие к Богу. Если он не трепещет перед Ним как перед строгим начальником, но любит Его как родного Отца. Эта вера, принята Богом как праведность потому что именно поверив, человек обретает полноту и становится таким, каким должен быть.
священник Стефан Домусчи
📖Толкование на книгу Притчей Соломоновых (Притч. XV, 7-19).
В чтении из книги Притч мы слышим противопоставление двух чётко выраженных путей — праведного и нечестивого. Чем прежде всего они отличаются? Нечестивый не любит обличений, его дух пребывает в скорби, он тревожится о нажитом богатстве, боится размышлять о глубоких вопросах, предпочитая суетливую и весёленькую глупость, которая лишь создаёт видимость радости. В целом путь нечестивого — это сплошная печаль, лишь прикрываемая напускной весёлостью.
Кто же такой праведник — с точки зрения автора этой книги? Прежде всего, тот, кто имеет страх Господень — то есть живёт по определённым неизменным принципам, твёрдым основаниям своего отношения к жизни. Он не боится делиться своим опытом и знаниями — не беспокоясь, что кто-то ими воспользуется и его обойдёт — ибо над всеми Господь! Он не пытается скрыть свои ошибки и проступки — потому что Господь и так всё знает, и только от Него можно получить прощение! Он ищет познания — даже если оно вовсе не освобождает его от текущих проблем или даже наоборот, их обостряет — ибо Мудрость — у Господа! Он способен, как настоящий мудрец, довольствоваться меньшим — то есть самым необходимым — ибо чаща достатка — тоже в руках Господа!
Если сравнить эти два вектора жизни, несложно заметить, что нечестивый обращён прежде всего вовне, нацелен на внешнюю успешность — в то время как для праведного всё внешнее значимо лишь постольку, поскольку является отражением его верности Богу. Другими словами, снова и снова мы оказываемся перед одной глобальной дилеммой человека: жить по своему нраву — вопреки любым обстоятельствам и прямым вразумлениям свыше — или учиться жить с Богом, внимательно всматриваясь во всё, с чем мы соприкасаемся на своём жизненном пути. И когда мы слышим последний афоризм — «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» — не следует думать, что у праведного никогда не бывает проблем, затруднений и даже бед: дело вовсе не в этом. Но в том-то и заключается его отличие от нечестивого, что даже в горе он всё равно прозревает действие одного и того же Господа Бога — и если по неведомой праведнику причине надо и это принять из рук Небесного Отца — он даже не будет пытаться обойти в хитросплетениях своего разума неприятность — а просто примет её. Какой из этих двух путей ближе вам? Дни Великого поста — самое время поразмышлять об этом!
протоиерей Павел Великанов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев