XXIX, 13-23. На веч.: Быт. XII, 1-7. Притч. XIV, 15-26.
📜Книга Бытия (Быт. XII, 1-7)
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море’. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.
📜Книга Притчей Соломоновых (Притч. XIV, 15-26).
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
📖Толкование на книгу Бытия (Быт. XII, 1-7)
В сегодняшнем чтении из книги Бытия речь идет о непростом путешествии с пока не очень понятными целями. Господь избирает для служения Аврама — жителя города Ур, находившегося на территории современного Ирака. Аврам узнает истинного Бога в уже зрелые годы, но искренне откликается на прозвучавший призыв. По указанию Господа Аврам в возрасте 75 лет вместе со всем своим семейством и хозяйством отправляется неизвестные для себя земли Ханаан — территорию современного Израиля и Палестины. Здесь ветхозаветный праведник обретает новый дом. Господь обещает бездетному Авраму, что от него произойдет великий народ. А он сам будет благословлен и укреплен Богом.
Древний патриарх был чужд какого-либо славолюбия. Им двигала исключительная вера. Аврам доверял Господу, слушался Его, терпеливо переносил жизненные испытания. Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Тому, что замысел Бога о нас значительно интереснее наших собственных представлений о жизни. Господь ведет нас ко спасению и подчас Его выбор для нас самих не очевиден. Но это не значит, что мы не должны доверять Богу. Отец Небесный никогда не предает Своих детей, никогда их не бросает. Он откликается на наши просьбы, заботиться о нас. А в тех случаях, когда на нашу долю выпадают испытания, Господь дает нам силы, чтобы их пережить и выйти из горнила трудностей обновленными. Как уже было сказано, философский пароход, увезший на чужбину лучшие умы России, конечно же, был знамением печальных событий. Но это горе Бог преобразил во благо. Лишившиеся иллюзий в отношении революции русский интеллигенты стали на чужбине проповедовать вместо призрачных политических концепций вечные духовные истины.
Праведный Аврам, покинув родной для себя Ур, оставив покой и уют, на чужбине нашел новый дом. Дом, в котором обрел полноту бытия, выражавшуюся не в материальном благополучии, а в духовном прозрении, способности говорить с Богом и исполнять Его заповеди. Не стоит унывать и отчаиваться, если в нашей жизни что-то выходит из-под контроля. В бушующем море жизни следует держаться за корабль веры, который благодаря промыслу Божию обязательно выведет нас из шторма в тихую гавань. И здесь мы вновь обретем покой и радость. Пусть и неожиданным для себя образом.
священник Антоний Борисов.
📖Толкование на книгу Притчей Соломоновых (Притч. XIV, 15-26).
В сегодняшнем отрывке царь Соломон продолжает перечислять черты мудрого человека. И первая же его фраза обращает на себя внимание: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим». На первый взгляд это мысль может показаться странной. Ведь доверие людям — вроде бы всегда считалась добродетелью, а не пороком. И напротив, никому не приятны люди, которые, как говорится, себе на уме. Однако Соломон однозначно называет первого глупцом, а второго мудрым человеком. Почему?
Дело в том, что автор книги Притчей мыслит не с точки зрения житейских представлений о норме, а с позиции человека, для которого нормой является вера в Бога. А подлинная вера никогда не соседствует с наивной доверчивостью. Как Священное Писание, так и христианская традиция призывают с осторожностью относиться к окружающим. Ведь чрезмерная открытость может стать источником искушений и соблазна для самого человека, спровоцировать в его жизни тяжелые потрясения, привести к трагедии. Так, обыкновенно самые тяжкие душевные раны нам наносят именно те, кому мы полностью доверились. Не обязательно это делается по злобе или с корыстной целью. Люди причиняют друг другу боль элементарно по своей неосторожности и естественной недальновидности. Не учитывая всех последствий своих слов и поступков. Поэтому и предупреждает один из Псалмов: «всякий человек — ложь». Полностью довериться и открыться мы можем только Богу и Его слову. Ровно, как и полностью излить свою душу также можем только Ему.
Поэтому, и говорит царь Соломон, что мудрый всегда внимателен к путям своим, то есть к тому, что он говорит и делает. И это не означает, что он впал в другую крайность. Превратился в циничного, подозрительного и расчётливого сноба. Он тщательно взвешивает свои мысли, слова и поступки, чтобы в его отношениях с окружающими сохранялся баланс, который и предполагает подлинная вера. Ведь она умеет сочетать в себе простоту ребенка и мудрость опытного, взрослого человека. Именно к этому призывает Спаситель, говоря: «будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Только в этом случае наша открытость не станет поводом для того, чтобы окружающие нанесли нам вред, и в свою очередь мы сами не станем причиной страданий для наших ближних.
священник Дмитрий Барицкий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев