ч. 4 Закат
В 12.10.1898 Указом Пермской духовной консистории благочинному священнику Черновской церкви А.Порошину и прихожанам Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда был принят в первый духовный сан Георгий Исакьевич Носков происходящий из крестьян старообрядцев деревни Раззорилово 1867 года рождения. После этого Носкову предстояло пройти довольно трудный и уже редкий по тем временам путь по церковно-духовной иерархической лестнице. Мало того, что к этому времени отщепенцы из крестьянских семей уже практически были не в состоянии получит духовный сан, так как в церковные семинарии принимали в основном отроков из семей священников, так еще удивителен фак того, что до юношеского возраста Носков сам исповедовал раскольническое безпоповство, за убеждения свои поменял благодаря самостоятельному изучению и анализу духовных книг. Впоследствии Георгий Исакьевич был, с !4! Пермская и Соликамская епархия, Пермская губ., Оханский уезд, с. Кленовское, Иоанно-Богословская церковь, диакон !4! не ранее 1911 Пермская и Соликамская епархия, Пермская губ., Чердынский уезд, с. Вильва, Богоявленская церковь, священник (на вакансии диакона, определен на место 25.08.1909). С 1911 года по 1.3.1920 Пермская и Кунгурская епархия, Пермская губ., Оханский уезд, с. Черновское, Троицкая церковь, священник. Награжден в 1911 г. правом ношения набедренника. Миссионер, сотрудник Пермского епархиального Стефановского братства. В 1908 провел 12 публичных бесед со старообрядцами.
12.09.1899 года вышел циркуляр Пермского епархиального училищного совета направленный на ознакомление священникам Святотроицкой церкви и прихожанам, о том, что отныне приходские священники одновременно будут являться и заведующими данных учебных заведений, до этого служители церкви в таких школах были просто преподавателями. К моменту выхода этого циркуляра церковно-приходская школа из Черновского переехала в д. Плоска, так как в селе было открыто светское двухклассное училище. Одновременно филиалы церковно-приходской школы открываются в Лягушино, Басалгино и Раззорилово.
12.10.1900 Указом Пермской духовной консистории во всех отделениях церковноприходской школы в Черновской волости, была проведена проверка грамотности и успехам в знании Закона Божию, со стороны наблюдателей и представителей от земских и министерских училищ.
14 мая 1905г Законоучитель Черновской Земской школы священник Николай Филиппов, на основании решения земского схода граждан, ходатайствовал перед Директором народных училищ Пермской губернии Алексеем Папомовичем Раменским об открытии 2-х классной Министерской школы с названием "Алексеевской (ГАПО, дело 936, с.54)
01.04.1914 Пермскому епархиальному мессионеру А.Г. Кудряшову поступил рапорт от Георгия Носкова о его миссионерской деятельности в Оханском уезде по возвращению раскольников в православие. К этому моменту Носков служил уже в Черновской церкви.
На период с 1914 по 1918 год, в государственном архиве Пермского края, документов относящихся к деятельности Черновской Святотроицкой церкви и находящихся рядом с ней церквей других сел, не сохранилось. Первая Великая война наложила свой отпечаток на документооборот Пермской духовной консистории.
К 1918 году в Черновской церкви было два старших священника, это Георгий Исакиевич Носков и Рождественнский Николай Иванович.
Рождественский Н.И. родился 26 февраля 1867 года в селе Присады Тульского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Иоанна Рождественского. В 1888 году Николай окончил Тульскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Чердынский уезд Пермской губернии. 18 марта 1890 года он был рукоположен во священника к Христорождественской церкви в селе Юм Чердынского уезда и назначен законоучителем Юмского училища и местных церковных школ. В 1896 году отец Николай был переведен в Алексиевскую церковь в селе Егва Соликамского уезда и назначен заведующим местными церковными школами. С 1899-го по 1901 год он был избираем духовником по 3-му Соликамскому благочинническому округу. В 1908 году отец Николай служил в Свято-Троицком соборе в городе Соликамске. В 1909-1910 годах он был духовником северной половины 1-го Оханского благочиннического округа. В 1910 году отец Николай был переведен в Троицкий храм в селе Черновское Оханского уезда и назначен законоучителем Липовского и Сухумского земских училищ, состоял заведующим Плоскинской церковно-приходской школой и законоучителем Черновского двухклассного училища, а впоследствии он был переведен в Сретенскую церковь в селе Очерско-Острожское того же уезда. Священник Николай Рождественский был расстрелян революционными социалистами отряда Боома зимой 1918 года в Верещагино. По некоторым источникам Рождественский принимал участие в восстании в селе Сепыч. В 200х годах Николай Рождественский был причислен церковью к лику святоновомученников.
В августе 1918 отрядом братьев Лещевых в селе Тойкино был задержан священник Яков Ваганов, за призыв начать вооруженное восстание против Советской власти. Под полом Тойкинской церкви, а так же в женском монастыре было обнаружено оружие. Священник Ваганов был этапирован в с. Петропавловск, но туда он не прибыл. В белогвардейской прессе писали, что по пути поп был расстрелян и могилу копал он себе сам. Годом ранее, летом 1917 года по призыву Ваганова в село Тойкино прибыл отряд войск Временного правительства, где учинил массовую порку жителей, в том числе женщин, за самогоноварение и отказ покупать водку в лавках торговцев.
В сентябре 1918 комиссаром с. Черновское Козловым с участием активиста Еговцева, был учинен обыск в Черновской церкви. Обыском под алтарем обнаружено 5 фунтов сахара (около 3 кг), в жертвеннике 500 рублей николаевскими ассигнациями, а под плащаницей коробку с золотыми и серебряными вещами. Ценности были реквизированы.
В декабре 1918 Совет депутатов Шлыковской волостиЮ на основании соглашения передал в пользование гражданам Шлыковской и Меркушинской волостей Шлыковскую церковь до изменения обстановки или особого распоряжения. Ранее, в августе село Шлыки являлось центром восстания против советской власти в ходе которого был убит комиссар Лузин с малолетним братом и несколькими красногвардейцами. В восстании активно участвовал священник Шлыковской церкви.
В марте 1919 года Черновское на три месяца занимают белогвардейские войска адмирала Колчака, в частности в селе базировался Верхотурский полк, а после него на отдыхе и переформировании 15 Воткинская дивизия. В апреле 1919 года на церковном кладбище в братской могиле были захоронены 55 солдат и офицеров Верхотурского полка.
В июне 1919 года, вместе с отступающими Колчаковскими войсками, Черновское покинул настоятель Святотроицкой церкви Георгий Исакиевич Носков, вместе с женой и двумя детьми. Во время скитаний отец Георгий умрет от возвратного тифа первого марта 1920 года в городе Красноярск Енисейской губернии и будет похоронен на Троицком кладбище, его жена Носкова Варвара Федоровна умрет от этого же заболевания через 19 дней и будет похоронена рядом с мужем. В середине 1950 годов в село Черновское тайно приедет дочь священника Носкова, работающая учителем в Сибири и под покровом ночи попытается отыскать на огороде бывшего дома Носковых клад с церковными книгами, но будет задержана сотрудниками милиции и НКВД, чье здание находилось рядом с огородом.
В начале 1920 годов в Русской Православной церкви произошел раскол, хотя внешне она оставалась единой организацией. На местах же за обладание храмами боролись течения «староцерковников» они же «тихоновцы» и «живоцерковников» они же «обновленцы». Последние пытались создать реформы, при которых православная церковь нормально бы сосуществовала с Советской властью и как максимум опять бы стала частью государства, тихоновцы же подчинялись призыву Патриарха Тихона не допускать представителей новой власти в церковные учреждения, прятать и не выдавать церковное имущество и ценности, а так же чинить всяческие препятствия в пропаганде советского строя.
В 1922 году здание Черновской церкви было передано религиозному обществу "Староцерковников" . Этому же обществу были переданы часовни в Петухах, Плоске и Лягушино.
11.сентября 1922 приходской Совет Бердышевской Сретенской церкви доложил протест и неподчинение в отдел управления Оханского исполкома о неправомерности распоряжения Бердышевского волисполкома о взимании денег за выдачу справок о рождении, смерти, браке
08.06.1923 Протоколом заседания членов церковно-приходского Совета Пророко-Ильинской единоверческой церкви !14! выбрал себе нового старосту и одобрил назначение попа Вахрушева.
15.августа.1923 священники Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда П.Борисов и А.Вахрушев рапортом епархиальному начальству жаловались о сложностях проведения в жизнь в Оханском уезде нового календарного стиля
14.сентября 1923 священник А.Вахрушев доложил епископу Соликамскому Михаилу о непринятии его "староцерковнически" настроенными прихожанами Покровской церкви с.Больше-Баклушинского
10.04.1924 канцелярия епископа Воткинского викария Сарапульской епархии благочинному 1-го округа Воткинского викариатства сообщила о приеме в состав Воткинского викариатства Кленовской церкви при условии признания патриарха Тихона
С августа 1926 по 13.09.1926 члены приходского Совета Черновского района после многочисленных сходов и прений, протоколом собрания постановили, о причислении к Сарапульской епархии
!24! Священник Васильевской церкви Сосновский района рапортом доложил в Пермское епархиальное управление о состоянии прихода и влиянии "тихоновского движения".
31 июля 1927 года комиссия во главе с председателем Черновского райсполкома Пермякова и в составе из уполномоченного ОГПУ Кузьмина, райтехника Резкина, председателя райадмчасти Наговицина, председателя ревкома Женихова, председателя церковного совета Щетникова А.И., Завирохина И.М., зам начальника строительного контроля Дедюкина И.Д., обследовала здание Черновской церкви. В акте были отражено начало разрушения здания, а именно: выпучивание боковых стен, деформация и провал арки в левой части, лопнули металлические связи боковых и наружных стен, отпадывание штукатурки, трещины в своде зимнего помещения.
Были даны конкретные технические рекомендации по ремонту здания, которые небольшому церковному сообществу были непосильны.
21 апреля 1929 года комиссия почти в том же составе. здание закрыла и опечатала двери, а у входа выставила охрану. 30 марта 1930 года, Уральский областной административный отдел, по докладу Паршаковой, постановил ликвидировать церковь в с. Черновское. В частности указывалось: "Согласно акта технической комиссии 29.04.1929 года, церковь для дальнейшей эксплуатации закрыта, до производства в ней необходимого ремонта. В течении двух лет в церкви религиозной общиной ремонт не производился, несмотря на напоминания, поэтому договор с религиозной общиной расторгнуть, здание целесообразно использовать для общественно-полезных надобностей, предметы культа реализовать в предусмотренном законом порядке."
21.07.1929 церковный совет Бердышевской Сретенской церкви доложил в Сарапульскую епархию в Пермское епархиальное управление о публичном отречении от Бога, веры и Святой церкви священника Пермской епархии приписанного к Бердышевской церкви.
20 февраля 1930 возбуждено уголовное дело на Ведерникова Алексея Ефимовича, 1880 г.р., уроженца пос. Воткинск Сарапульского округа, священника церкви в с. Нижний Лып. По постановлению "тройки" ПП ОГПУ по Уралу от 16 мая 1930 года осужден к пяти годам КЛ. Реабилитирован в 1989 году
04.02.1933 по 16.05.1933 ОГПУ набирается уголовное дело на представителей секты Истинно-православные христиане, проживающих на территории Больше-Сосновского, Верещагинского, Ильинского, Нытвенского, Пермского районов
16.09.1935 по 09.02.1936 расследуется уголовное дело на Иванова Вячеслава Андреевича, 1878 г.р., ур. с. Стряпунинское, священника Михайло-Архангельской церкви в с. Шлыки. По постановлению спец. суд. коллегии Свердловского обл. суда от 7 января 1936 года и по определению коллегии Верховного суда РСФСР от 9 февраля 1936 года осужден к семи годам КЛ. Реабилитирован в 1992 году
29.09.1937 - 22.10.1937 уголовное дело на Мосина Петра Ивановича, 1865 г.р., ур. дер.Полуденная Частинского р-на, священника церкви в с. Лисья. По постановлению "тройки" при УНКВД Свердловской обл. от 22 октября 1937 года осужден к десяти годам ИТЛ. Реабилитирован в 1971 году
29.09.1937 по 22.10.1937 уголовное дело Нецветаева Андрея Федоровича, 1887 г.р., ур. дер. Липовка Оханского р-на, священника церкви в c. Чернухи. По постановлению "тройки" при УНКВД Свердловской обл. от 22 октября 1937 года осужден к десяти годам ИТЛ. Реабилитирован в 1971 году . После освобождения из Лагерей Нецветаев проживал в деревне Верх Шестая и вил веревки для артели.
30.09.1937 по 22.10.1937 расследовалось уголовное дело на Селькова Степана Федоровича, 1878 г.р., ур. с. Пальники Частинского р-на, священника церкви в с. Сивинское [с. Сива]. По постановлению "тройки" при УНКВД Свердловской обл. от 22 октября 1937 года осужден к десяти годам ИТЛ. Реабилитирован в 1971 год
22.10.1937 - 16.11.1937 уголовное дело на Зарубина Дмитрия Семеновича, 1882 г.р., ур. дер. Осиновка Черновского р-на, члена церковного совета. По постановлению "тройки" при УНКВД Свердловской обл. от 16 ноября 1937 года осужден к десяти годам ИТЛ. Реабилитирован в 1989 году
!40! - !41! уголовное дело на Грамолина Павлина Лаврентьевича, 1884 г.р., ур. с. Троицкое Кунгурского р-на, священника Большесосновской церкви. По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 23 декабря 1939 года осужден к пяти годам ИТЛ. Реабилитирован в 1989 году
!42! Из сообщения Б-Сосновского исполкома Молотовскому облисполкому о религиозных объединениях, церквях, служителях культа
25.01.1945 возобновила свою работу Соборо- Богородицкая церковь в селе Бурдино, которая проработала до 24.11.1960
В 1943 году временно возобновила свою работу церковь Иоана Предтечи в селе Чернухи. После освобождения из мест лишения свободы в 1945 году и до самого закрытия церкви здесь служил иеромонах Корнилий (Вилисов Василий Емельянович), очень почитаемая в Пермской епархии личность за праведный образ жизни. После закрытия церкви Корнилий (Вилисов) остался жить в деревне, его дом находится рядом со зданием церкви, в нем позже жил фельдшер. Умер Корнилий в 1971 году и похоронен на сельском кладбище
12.03.1946 уполномоченный Совета по делам церкви Б-Сосновскому райисполкому доложил в обком о разрешении использования местными жителями колокольни действующей Соборо-Богородицкой церкви с.Бурдино.
До 1960 года, действовала деревянная церковь в с. Н.Лып, стоящая рядом с недостроенной каменной, но после пожара ее закрыли.
25.08.1962 вышло распоряжение об изъятии имущества Иоанно-Предтеченской церкви с.Чернухи, последняя церковь в Большесосновском районе была закрыта.
Черновскую Святотроицкую церковь разбирали с перерывами с 1931 года по 1956 год. При демонтаже колокола, был придавлен насмерть Иван Поликарпович Ярославцев председатель Черновского с/с. Кирпич от разобранной церкви был направлен на строительство мастерских СХТ, маслозавода и льнозавода. Церковной оградой было огорожено здание редакции газеты «Кировец» Черновского района, памятник погибшим в 1918 году и некоторые другие учреждения. Купол и шпиль от колокольни был водружен в центр крыши здания начальной школы (ныне «Незабудка), где он простоял до начала 1970х годов. Церковное кладбище было разровнено, надмогильные плиты частично были пущены на фундаменты домов. Чугунные плиты с пола церкви были перевезены на льнозавод, в котором впоследствии была хлебопекарня. После ликвидации хлебозавода в 2005 году, чугунные плиты были растащены по частным подворьям.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев