И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
ч. 2 "О нашей СВЯТОТРОИЦКОЙ"В 1810 году в селе Черновское проживало 63 семьи, мужского пола 272 человека, женского – 302 то есть всего 804 человека. По свей же Черновской волости жителей было 3000 человек, а в приход церкви все еще входили такие села как Бердышево, Шлыки, Чистопереволока, и даже многие деревни Сарапульского уезда Вятской губернии.
01.02.1812 Указ Пермской духовной консистории оханскому благочинному Георгию Пьянкову о передаче жителей деревни Сосновки, которая сейчас находится в Воткинсков районе УР, и Нового Единогрона из прихода Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда Пермской епархии в приход Сретенской церкви села Чутырского Вятской епархии
К маю 1818 года, подходило к окончанию строительство колокольни в западной части каменной церкви и священноцерковнослужители Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда с мещанином и колокольных дел мастером г.Елабуги Вятской губернии заключили договор об литье колокола весом 100 пуд. (1600 кг) ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.18. Л.148-149
Для служителей церкви, время от времени устраивались экзамены и аттестация, так 05.01.1821 оханскому благочинному протоиерею Георгию Пьянкову было доложено рапортом о результатах слушания в чтении и пении дьячка Свято-Троицкой церкви с.Черновского Ильи Кобелева. А иногда попы нашей церкви сами выступали такими инспекторами, так 30.10.1821 вышел Указ Пермской духовной консистории оханскому благочинному протоиерею Георгию Пьянкову об освидетельствовании священниками Свято-Троицкой церкви с.Черновского Федором Коповым, Богородице-Одигитриевской церкви с.Шерьинского Гавриилом Коровиным и Михайло-Архангельской церкви Очерского завода Федором Шабуниным женихов и невест Стефановского, Дальне-Дубровского, Екатерино-Сюзвенского и Паинского приходов в знании молитв и десятисловов ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.18. Л.177-177
25.06.1821 года вышел Указ Пермской духовной консистории о произведении кровельных работ на крышах теплого и холодного зданий Свято-Троицкой церкви с. Черновского Оханского уезда, о поправке деревянного шпиля у церковной колокольни и обшивке его железом, в 27.07.1822 был заключен договор с работными людьми о проведении этих работ.
15.03.1822 года вышел Указ Пермской духовной консистории оханскому благочинному протоиерею Георгию Пьянкову о перечислении крестьян Жарнаковых починка Жалонкина (Желнино) из прихода Богородицкой церкви с.Частинского в приход Свято-Троицкой церкви с.Черновского
24.07.1824 Сарапульский мещанин Иван Семенов сын Созыкина, по просьбе протоиерея Федора Попова, приобрел на Нижегородской ярмарке для церкви с.Черновского дарохранительницу и Евангелие. ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.18. Л.200.
08.03.1827 староста Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда и художник, губернского секретаря Петр Ильин сын Федоров заключили договор о написании 11 икон для Черновской церкви. ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.18. Л.242-243, 245-246.
24.12.1829 Указом Пермской духовной консистории оханскому благочинному протоиерею Георгию Пьянкову дозволялось исправить часовни Черновского прихода в деревнях Лягушиной и Бердышевой, из этого документа можно установить, что к 1829 году в Лягушино и Бердышево уже существовали свои храмы и уже тогда они были не новыми, то есть реальная дата их первоначальной постройки приходится вторую половину 18 века.
12.11.1834 состоялся сход жителей деревни Лыковой, которые выбрали сторожа для часовни -ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.22. Л.10-11. Подлинник. Этот документ говорит о том, что в 1834 году в данной деревне так же была своя часовня.
А вот сходы граждан мирского общества деревни Переволоки о выборе старосты при животворящем Кресте во имя Святого Угодника Прокопия от 29.12.1835 (ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.22. Л.12-12 об. Подлинник) и мирского общества деревни Медведевой о выборе старосты при животворящем Кресте во имя Святого Пророка Предтечи от 10.01.1836 ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.22. Л.18-19. Подлинник и принятые на них Приговоры (постановления), говорят о том, что в этих деревнях, в указанные годы было начато строительство часовен, для чего требовался староста следящий за ходом работ и распоряжающийся приходской и жертвенной кассой.
25 февраля 1835 года, из юрьевской округи Владимирской епархии в село Черновское прибыл молодой, новопроизведенный священник Александр Яковлевич Лепорский, который впишет себя в историю тем, что в 1844 году, он ответит на анкету Русского географического общества С.Петербург и опишет быт крестьян села Черновского их суеверия и другие этнографические сведения касающихся присивенских мест и населенных пунктов. Русское Географическое общество, в научных целях, рассылало свои анкеты во многие уголки и ведомства Российской империи, но чиновники и служащие чаще всего игнорировали их и не высылали свои ответы инициатору. Документ же Лепорского говорит о разносторонних интересах, этого человека которые не были ограничены одной религией.
Более подробно с этим трудом можно ознакомится здесь:
https://vk.com/@clubtshernovskoe-etnograficheskie-sve..
Вид села, того времени священник описал так: «В домашнем быту жители Сивы, так я буду называть места мною описываемые, имеют склонность к щегольству, но с недавнего времени, которая особенно заметна в молодом поколении; но и старики неохотно расстаются с своими темными, черными избами, в которые едва проникал свет через маленькие волоковые (так называемые... (слово неразборчиво) окошка. Дом обыкновенно строят связью — клеть с избой, а между ними большие глухие сени с крыльцом во двор; с крышей на скат от избной стены скотной двор, в котором по зимам запирают домашний мелкий скот, но для взрослого скота имеют особенные на отставке дворы или загоны; дома ныне начинают строить прямыми и широкими улицами, прочее же строение, как-то амбары, погреб и скотная изба, ставятся обыкновенно на самом краю двора. Внутри домов хозяева мало наблюдают чистоты и опрятности, но в отношении пищи и посуды женщины наблюдают особенную чистоту.» Из этого описания следует, что ближе к концу середины 19 века Черновские жители уже переходили на глиняные печи внутри изб, но было еще много домов, которые отапливались «по черному», а следовательно имели земельный пол. Заполнитель анкеты не указал, что дома того времени были крытыми соломой, так как это было в порядке вещей и не заслужило внимания исследователя. Дома с соломенными крышами частично сохранятся до 30х годов 30 века, что будет служить причиной грандиозных пожаров, а амбары вплоть до 1960х годов.
Александр Лепорский прожил и прослужил в нашем селе до 1866 года, когда был убит при неизвестных пока и неизученных обстоятельствах, вероятно в архивах Пермской епархии и Гос. архиве Пермского края можно найти документы, проливающие свет на обстоятельства его насильственной смерти. Известно только, то, что после смерти этого священника, в селе осталось несколько домов и других строений, в то время как другим священникам зачастую приходилось снимать угол в домах крестьян.
29.09.1835 священноцерковнослужители Свято-Троицкой церкви с.Черновского благочинному протоиерею в Оханск, Георгию Пьянкову о заведении жителями деревни Бердышевой шести пудового колокола для своей часовни
25.02.1837 вокруг Черновской церкви начато строительство каменной ограды и примыкающей к ней лавок для торговли. Лавки впоследствии сдавались в аренду Черновскому обществу, отчего церковь имела постоянную прибыль.
В 1839 году некий Стефан Попов, будучи попом в Черновской церкви, каким-то образом умудрился потерять казенное достояние – ризу священника, за что оханский протоирей взыскал со всей Свято-Троицкой церкви четыре рубля по солидарной ответственности. Кстати этот штраф был не очень-то и великим так как в то время за один рубль можно былo купить 1, 5 кг pыбы, 40 яиц или килограмм мacлa, килограмм мылa или мeдa, вoз coлoмы или два сена, мeшoк кapтoшки или одного гуcя. В то же время за рубль можно проехать в пoчтoвoй карете 200 километров, то есть за четыре можно было добраться аж до Нижнего Новгорода.
10.08.1843 церковь выделила на покраску кровли трапезной и колокольни 200 рублей, о чем отчиталась перед протоиреем.
28.08.1845 дьячек Святотроицкой церкви Илья Кобелев был переведен в новопостроенную Чистоперевольчную церковь причетником (помощник попа на службе). В 1846 году, в Чистопереволочном селе, была открыта одноклассная приходская школа для посельских детей и были изданы специальные правила обучения детей в данном населенном пункте. 20.07.1848 специальной духовной комиссией было выбрано и освидетельствовано место под постройку новой каменной церкви и через год начато ее строительство. ГАПК. Ф.39. Оп.1. Д.36. Л.29-33. Подлинник ГАПК. Ф.310. Оп.1. Д.6. Л.1-5 об. Подлинник
10 сентября 1848 года был, переведен в село Черновское к Свято-Троицкой церкви, еще один священник Петр Евгафов(вич) Магницкий, прослуживший впоследствии в селе более сорока лет, до глубокой старости. Магницкий имел широкое образование, играл на музыкальных инструментах в том числе на древнерусских гуслях, , пользовался большим уважением среди прихожан и был известен далеко за пределами Оханского уезда. Магницкий был законоучителем и оставил в свое время неизгладимый след в жизни села. С приходом Магницкого в Черновское начинает работать церковно-приходская школа для мальчиков, под его наставничеством, а так же он организовал уроки хор для девочек, с которыми проводил занятия. При его непосредственном участии были достроены два теплых пристроя к церкви в качестве самостоятельных приходов.
19.10.1849 В черновской церкви был выложен Чугунный пол на что было отпущено 2000 рублей. по Указу Пермской консистатории. ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.27. Л.103-103
В августе 1855 г. в деревне Плоска сгорела деревянная Петро-Павловская часовня. (ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.28. Л.81-81 об.), после чего Плоскинские жители приступили к строительству новой, а становой пристав с. Черновское приступил к расследованию причин пожара.
К 1955 году, церковные лавки у церкви уже состарились и требовали ремонта, в связи с чем 13.09.1855 благочинный священник Георгий Попов разрешил священникам и старосте Свято-Троицкой церкви с.Черновского употребить из церковной суммы сто руб. серебром на поправку церковных лавок.
19.10.1855 вышел указ Пермской духовной консистории, отношения к причту, повестка, уведомления) о выделении причту церкви Иоанна Милостивого села Чистопереволочного земельных угодий и взимании с них руги (налога).
24.09.1856 в Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда о перевелся к церкви вместо священника Стефана Дерябина священник церкви Ашапского завода Осинского уезда Апполинарий Бельтюков.
29.05.1857 умер дьякон Черновской церкви Тимофей Чернов и после этого был составлен акт о наследовании его имущества в пользу церкви.
В июле 1857 священноцерковнослужители Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда, составили реестр крестьян, бывших раскольников, которые вновь перешли в Православие и присоединились к Святой церкви. А так же был составлен подобный реестр и о тех, кто ушел в раскол. ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.19. Л.40 об. Подлинник
04.10.1857 Малососновское управление Оханского уезда оповестило Свято-Троицкую церковь села Черновского о краже двух колоколов с часовни в деревне Лыковой, а Оханский Земскойсуд объявил в Пермских губернских ведомостях объявление о розыске двух колоколов весом 1 пуд 20 футов, а другой 20 футов, украденных в д. Лыковой 2 октября1957 года.
02.06.1857 благочинный иерей Николай Попов предписал священноцерковнослужителям Свято-Троицкой церкви с.Черновского Оханского уезда провести следствие по факту ушедших в раскол крестьян деревни Фоминской (Фомичи), Сосновского прихода, которых совратил Дмитрий Парфенов Евдокимов сын, ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.19. Л.27. Подлинник
18.04.1858 крестьяне деревни Пальники пожелали перейти из прихода Черновской церкви в приход деревни Шлыки, о чем им дал разрешение своим распоряжением благочинный иерей Н.Попов.
31.05.1858 В приход села Черновского из Кунгура прибыл в качества дьякона, бывший пономарь Василий Юрьевский, будущий отец Григория Васильевича Юрьевского, родившегося в Черновском в 1861 году и ставшим впоследствии городским Главой г. Перми.
1858 году, вышел указ благочинного иерея о строительстве новой деревянной Вознесенской церкви села Мало-Сосновского ГАПК. Ф.39. Оп.4. Д.36. Л.40-45.
Таким была первая половина века 19 года в хозяйственных делах строящейся церкви села Черновское и вокруг нее. О делах второй половины 19 века и начале века 20 в следующей части.
Нет комментариев