История создания
Производство этого бронеавтомобиля было поручено Путиловскому заводу в 1916 году. Проект бронировки разрабатывался на Путиловском заводе, основное внешнее отличие от британских «Остинов» заключалось в диагональном расположении пулемётных башен. Такое расположение позволило вести как фронтальный, так и боковой огонь из обоих пулемётов (в отличие от британских моделей, у которых на каждый борт огонь мог вести только один пулемёт).
Планировалось выпустить первые бронеавтомобили к июлю 1917 года, однако из-за Февральской революции и связанных с ней событий производство было приостановлено. Первые БА были выпущены только в марте 1918 года. Позже производство было переведено на Ижорский завод. Всего в 1918—1920 годах было произведено 33 таких бронеавтомобиля.
Также было собрано 12 бронеавтомобилей на полугусеничных шасси с подвеской Кегресса (так называемые «Остин-Кегресс» или, реже, «Остин-Путиловец-Кегресс»).
В 1920 году производство было прекращено из-за недостатка материалов и комплектующих. В составе РККА бронеавтомобили «Остин-Путиловец» находились на вооружении до 1933 года.
Серийное производство
Первые 20 шасси грузовиков «Austin» прибыли только в феврале 1917 года, но Путиловский завод, постоянно терзаемый забастовками и откровенным саботажем, вплоть до августа не смог приступить к установке на них брони и вооружения. Больше того, представитель Запасного бронедивизиона в Архангельске, куда прибывало снаряжение морским путём, выяснил следующую деталь — к январю 1917 года англичане погрузили на корабль всего 5 шасси, а остальные (считавшиеся уже доставленными) до сих пор находятся на заводе Austin. Лишь весной они прибыли в Россию, но Февральская революция развал Российской империи привели к практически полной остановке работ над ними.
Вспомнили о «русских Остинах» только в декабре 1917 года. Советской власти пришлось вновь вернуться к формированию воинских частей по царскому образцу с «привлечением» в них офицеров бывшей российской армии. Немалая роль при этом уделялась бронесилам, тем более что основная масса бронемашин осталась в руках большевиков. Имевшиеся машины предстояло где-то ремонтировать, да и пополнить поредевший состав бронедивизионов можно было, опираясь только на собственные силы. Тут-то и выяснилось, что Путиловский завод не в состоянии справиться даже в мизерным заказом на изготовление бронеавтомобилей, так как на нём нет необходимого числа оборудования и квалифицированных рабочих. К марту 1918 года путиловцы смогли закончить лишь две машины и ещё три находилось в почти готовом состоянии. Эту работу поручили тогда Ижорскому заводу, где с лета 1918 по весну 1920 гг. провели установку бронекорпусов на несколько десятков шасси как Austin, так и других фирм — всего было построено 33 машины. Название «Остин-Путиловец» (или «Путиловский Остин» — встречаются различные вариации одинаковые по значению) закрепилось за этими машинами уже в современной литературе, а в то время по документам они проходили как «русский Остин».
Броневой корпус и башня
По сравнению с прежним «Остином», броня «Остин-Путиловца» была намного улучшена. Лобовая броня корпуса была доведена до 7,5 мм, бортовая броня корпуса — 7,5 мм, корма корпуса — 7,5 мм. Броня днища стала 4 мм, крыша — 4 мм. Лоб, борта и корма башни имели бронирование толщиной 7,5 мм, крыша башни — 4 мм. По сравнению с прежним «Остином» (его бронирование в корпусе, днище и башне колебалось от 3,5 до 4 мм). Улучшенная броня смогла обеспечить бронеавтомобилю относительную защищённость.
Вооружение
Вооружение «Остин-Путиловца» составляли два пулемёта «Максим», располагавшиеся в пулемётных башнях бронеавтомобиля. Следовательно, «Остин-Путиловец» также принадлежал к классу лёгких пулемётных бронеавтомобилей.
Двигатель и трансмиссия
На «Остин-Путиловцах» оставался двигатель «Austin» (карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения). Оставалась неизменной и трансмиссия: механическя с 5-скоростной КПП (4 передачи вперёд и 1 назад). Следовательно, «Остин-Путиловец» не потерял своей хорошей скорости и манёвренности.
Ходовая часть
Ходовая часть «Остин-Путиловца» мало изменилась по сравнению с «Остином». Колёсная формула осталась прежней (4 × 2), скорость по шоссе и пересечённой местности почти не изменились (55—60 и 25—30 км/ч). Наибольшая ширина преодолеваемого им рва осталась прежней (1,3 м). Не изменилась и глубина преодолеваемого им брода (0,6 м). Тип подвески тоже остался прежним. В общем, в ходовой части «Остин-Путиловца» было мало различий с «Остином».
Комментарии 1