Путь в искусство
Дочь богатого банкира провела безоблачное детство. Для евреев, принадлежавших к купцам первой гильдии, не было в Российской империи черты оседлости, им дозволялось проживать в столицах. Ида, рано потеряв родителей, жила на попечении тётушки в Петербурге, получила образование в частной гимназии и у домашних учителей. Ей, обладавшей яркой внешностью – высоким ростом, классически правильными, хотя и бесстрастно холодными чертами лица, всегда казалось, что её призвание – искусство.
Не испытывая недостатка в средствах (брат Дмитрий унаследовал отцовский банк), Ида в 1904 году, 20 лет, поставила первый собственный спектакль. Сценическая деятельность Иды произвела скандал в добропорядочной еврейской семье. Родственники одно время даже хотели упечь её в сумасшедший дом (большую роль тут играло желание получить опеку над имуществом).
Чтобы стать самостоятельной в юридическом смысле, Ида сочеталась фиктивным браком со своим кузеном Владимиром Горовицем и через несколько месяцев развелась.
Эротика на сцене
Известность к ней пришла в декабре 1908 года, когда она исполнила «танец семи покрывал» в драме Оскара Уайльда «Саломея». Постановку несколько раз запрещали, по настоянию Синода, как непристойную. Тем не менее, каким-то образом удалось её поставить на сцене Петербургской консерватории. В финале танца Саломея, которую играла Ида, осталась обнажённой в «платье» из одних бус.
«Прогрессивная» публика взахлёб расписывала «Саломею» как новое великое явление на театральной сцене России. А Николай II довёл до сведения банкира Рубинштейна (спонсора Распутина) о желательности удаления его сестры из Петербурга, а лучше и из России.
Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Александрович Серов,1910
Русское искусство тогда развивалось не только в России. Домом Иды надолго стал Париж, и там она стала сотрудничать с Сергеем Дягилевым. Впрочем, не это придало ей известность в те годы, а устроенный ею первый в истории публичный показ моделей женского белья. Такого разврата Париж до той поры не видел, и Иду посадили под арест. От уголовного наказания её спасла вовремя приобретённая справка о психическом заболевании.
После трёх лет пребывания в «Русском балете» Ида решила делать собственные постановки, но здесь её сначала ждали разочарования. Текст для мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где Ида исполняла главную мужскую роль, написал столп декадентства, итальянский поэт Габриэле д’Аннунцио, кумир Муссолини. Парижская публика, в отличие от русской, холодно встречала скандальные номера.
Комментарии 142
" Ида твердо решила покорить сцену.По правде говоря, данных у нее для этого было крайне мало. Голос у Иды был глухой и слабый, декламировала она из рук вон плохо: очень манерно, истерично, с излишним пафосом. Внешность ее тоже не соответствовала тогдашним канонам красоты: невероятно худая, плоскогрудая, угловатая, с чересчур крупным ртом и вытянутыми к вискам глазами. И это в то время, когда в моде были пухлые, мягкие, большеглазые красавицы эпохи модерна.
Но Ида столь искренне считала себя красавицей..."
Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — в фильме «Корабль» (1921), снятом по драме Габриеле д’Аннунцио.
Сбросьте скрин, пожалуйста.