Рисунок выше - /Фото Шлик, подробное описание в комментариях к фото/.
Предложения, представляющие собой логические следствия имеют смысл, если они соответствуют правилам логики и могут быть сведены к эмпирическим предложениям, или высказываниям о фактах. Высказывания о фактах всегда имеют "научный смысл", если они действительно не говорят ни о чём другом, кроме фактов. Однако иногда кажется, что предложение высказывает что-либо о фактах, хотя на самом деле оно о них не говорит. Для того, что бы выяснить, имеет ли предложение смысл или нет, необходим специальный метод, такой метод был предложен "неопозитивистами" в форме "принципа верификации". Суть его состоит в том, что нужно сравнить предложение с эмпирической действительностью. указать конкретные условия, при которых оно будет истинно или ложно. Шлик писал:
- "Предложение имеет смысл лишь тогда, когда я могу указать при каких обстоятельствах оно было бы истинным и при каких ложным"*(*71).
Если же мы не можем указать, как следует проверить, истинно ли данное предложение. то, значит, мы не можем и понять его произносим слова, лишённые смысла. Т.о., метод проверки, т.е. "верификация" играет чрезвычайно важную роль: он не только выясняет, истинно предложение или ложно, но и устанавливает, в чём состоит его смысл. Иначе говоря:
- "Значение предложения заключается в методе его проверки"*(*72).
*(*71). - /"Erkenntnis", Bd. III 1932, Hf. 1, S. 20/.
*(*72). - /"Erkenntnis", Bd. II 1931, Hf. 4, S. 236/.
Применяя "принцип верификации", можно легко установить, что предложение "на улице идёт дождь" вполне осмысленно, ибо можно указать метод его проверки: - выглянуть в окно. Т.о., "фактическая истина" состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же, носящие "метафизический" характер, например: - "душа человека бессмертна", бессмысленны и представляют собой псевдопредложения, т.к. никакой метод их эмпирической проверки не может быть указан и об их истинности или ложности говорить нельзя. Не только "метафизические понятия" , но и "этические" и "эстетические" суждения "неопозитивисты" объявили "бессмысленными", подобного рода суждения, по их мнению, не содержат высказываний о фактах, почему и являются "псевдопредложениями". "Неопозитивисты уверяли, что:
- "Принцип верификации" отвечает требованиям строгой научности и направлен против бездоказательной спекулятивной метафизики".
Поскольку в "идеалистической философии" накопилось огромное множество искусственных, нарочито непонятных терминов и выражений, "борьбу неопозитивистов за ясность и чёткость языка науки, за точное определение философских понятий можно было бы приветствовать, если бы за ней не скрывалась борьба против материализма". Подобно "позитивистам" XIX века "неопозитивисты", говоря о преодолении и изгнании "метафизики", имели в виду прежде всего "признание материалистами объективного существования материального мира и его отражения в сознании человека". Они утверждали, что их:
- "Философия не есть ни материализм, ни идеализм, (что у них) своя, "третья линия" в философии".
Но существо их философии было направлено против "материализма". Объективную реальность внешнего мира они прямо не отрицали, но всякий "метафизический" вопрос о существовании объективного мира, об объективной природе воспринимаемых в опыте явлений объявляли "псевдовопросом". Этой цели - борьбе против признания объективной реальности - и служил "принцип верификации". В самом деле, чтобы "верифицировать" предложение, нужно сопоставить его с фактом опыта, с эмпирической действительностью. Но что такое факт? Что такое действительность для "неопозитивиста"? Это не объективная реальность, т.к. все высказывания о ней запрещались как бессмысленные. Так например: утверждение о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна и существует объективно, равно как и утверждение о том, что есть плод моего воображения, с т.з. неопозитивистов, одинаково лишены смысла. Буду ли я считать розу материальной или идеальной, это не повлияет на тот факт, что я чувствую её запах, и она от этого не станет пахнуть хуже или лучше. И только этот факт, заявляли неопозитивисты, может быть предметом осмысленного высказывания. Отсюда видно, что под фактами "неопозитивисты" понимали ощущения, переживания - словом, состояния сознания. Значит, в "процессе верификации" можно сравнить предложение только с "чувственными содержаниями" и "данным" ощущений или переживаний. Согласно Карнапу:
- "Все научные понятия могут быть сведены к коренным понятиям, которые связаны с "данным", с непосредственным содержанием переживаний…"*(*73).
*(*73). - /"Erkenntnis". Bd, I 1930, Hf. 1, S.24/.
Но "чувственные содержания" не существуют вне опыта субъекта, и "принцип верификации", т.о., неизбежно ведет к "солипсизму", чего не отрицали некоторые "неопозитивисты".
"Принцип верификации" доставил "неопозитивистам" немало хлопот. Оказалось, например, что ни 1-но утверждение относящееся к прошлым или будущим событиям не поддается "верификации" в том смысле, в каком её принимали "логические позитивисты", что ни 1-н "научный закон" или общее суждение типа "все люди смертны" не могут быть "верифицированы", ибо "верификация" всегда относится к данному "чувственному содержанию" или к конечному числу фактов. В силу крайнего субъективизма "принципа верификации"" значение и истина положений науки оказались в зависимости от индивидуальной оценки каждого отдельного субъекта, производящего "верификацию" и т.д. Некоторые "неопозитивисты" предложили считать предложение "верифицированным", если не 1-н, а несколько авторитетных исследователей согласны считать его проверенным. Это фактически означало отказ от принципа "эмпирической проверки" и принятие в качестве "критерия истины" и наличия в предложении "смысла общего согласия исследователей", т.е. самого "критерия", к которому в своё время был вынужден обратиться Беркли и который с тех пор стал "постоянным прибежищем субъективных идеалистов". Для установления истинности (или ложности), следовательно, осмысленности предложения, теперь предлагалось сравнивать его не с фактами, а с другими предложениями, выказанными другими исследователями. Понимание истины как соответствия фактам (принимая субъективно-идеалистически) начало уступать место ещё более релятивистскому взгляду на истину, как на согласованность данного предложения с системой других предложений. Именно так "эмпиризм неопозитивистов" обнаружил свою несостоятельность, неспособность стать "фундаментом научного знания". Так же дело обстояло с логической стороной науки, согласно "неопозитивистам" , теория представляет собой систему логических выводов, сделанных на основе фатков. "Неопозитивисты" пытались найти в эмпирических данных первоначальные. простые, неразложимые далее "атомарные факты". Поскольку факты как таковые не могут войти в состав науки, они должны быть выражены в такой форме, в которой они могли бы служить основой для логических построений, т.е. они должны быть высказаны в предложениях. Главное требование, которое "неопозитивисты" предъявляли к этим предложениям, состояло в том, что они должны не толковать факты, не говорить об их природе, а только возможно точнее их описывать. Это требование покоится на ошибочном представлении, будто факты сами по себе "нейтральны" и что характеристика их как физических или психических явлений представляет собой не констатацию факта, а логическую конструкцию. "Неопозитивисты" пытались найти абсолютно достоверные предложения, точно описывающие факты, различные варианты таких предложений они называли "атомарными", "базисными", но чаще всего "протокольными" предложениями. Эти предложения должны выглядеть примерно так:
- "NN в интервале времени Т в месте L наблюдал явление Р".
Однако скоро и здесь обнаружились, что трудности, возникающие при "верифицировании" предложений о фактах, распространяются на протокольные предложения. Кроме того протокольное предложение, даже если предположить, что оно точно описывает факты, может считаться достоверным лишь в тот момент, когда оно высказывается. В следующий момент его достоверность ставится под сомнение, и оно само нуждается в подтверждении. Неясно также, что именно следует понимать под "наблюдаемым явлением". Стремясь ограничиться только "фактами", "неопозитивисты" в конце концов должны были свести наблюдаемые явления к мимолетным переживаниям наблюдателя, а их описания - к предложениям типа "это зелёное" и т. д. Осознание бесплодности подобной процедуры привело к тому, что "неопозитивисты" отказались от поисков общезначимых безусловных протокольных предложений и предложили:
- "Считать любые предложения пригодными для того, чтобы играть роль протокольных и служить базисом научной теории".
Для того, чтобы избежать при этом полного произвола, разрушающего науку, отбор предложений, принимаемых в качестве "протокольных", должен был производиться на основе "соглашения" или "конвенции компетентных учёных". Это был следующий шаг в "релятивистском извращении основ науки. Завершением его является "неопозитивистское понимание логической ступени познания, научной теории".
1-на из "краеугольных идей неопозитивизма", которую Карнап назвал "принципом терпимости", состоит в том, что "эти правила и основополагающие для данной научной системы аксиомы и принципы выбираются произвольно, лишь с соблюдением принципа их внутренней непротиворечивости". Благодаря этому "неопозитивисты" отходили вправо от всей "неокантианской линии в понимании природы научного познания, поскольку, с т.з. неокантианцев, построение научных объектов совершается в соответствии с логическими законами, независимыми от каждого отдельного субъекта, и сближаются с инструменталистским взглядом на науку". Карнап писал:
- "Мы обладаем во всех отношениях полной свободой относительно форм языка… пусть любые постулаты и правила выведения умозаключений выбираются произвольно…"*(*74).
*(*74). - /"R.Carnar "The Logicap Syntax of Language", London, 1937, p. XV/.
Отсюда вытекает, что "истинность предложений, образующих научную теорию, или "логическая истина", определяется исключительно согласованностью этих предложений с условно принятыми правилами построения системы и принятой терминологией. Т.з. "конвенционализма" оказывается, т.о., определяющей для понимания "неопозитивистами" - всех ступеней и сторон научного познания. Этот взгляд исключает самую постановку вопроса об объективной истинности науки и превращает её в совокупность произвольных гипотез, в лучшем случае лишь более или менее вероятных. Т.о.:
- "Неопозитивизм" означает не только разрушение философии, этики и эстетики, но и разрушение самой науки, "Во-имя" которой якобы и было начато всё предприятие логического анализа".
#КритерийИстиныВУченииНеопозитивистов
Комментарии 1