С Волковыском, Слонимом и Гродно - та же история. Сначала все покрывает "туман войны", а потом раз - и это уже города, подчиненные Литве. Скорее всего, все эти города были захвачены силой. Об этом свидетельствует послание папы римского Миндовгу, отправленное в 1255 году:
"От тебя стало известно нам, что ты, с неутомимой энергией сражаясь против королевства Руси и его обитателей, подчинил своей власти некоторые земли этого королевства".
Ну а дальше рост идет по экспоненте. Миндовг и его преемники начинают присоединять город за городом, княжество за княжеством. Иногда железом и кровью, иногда дипломатией - тут как повезет. Чем дальше, тем меньше становилось дипломатии и больше крови.
В результате огромная часть бывшего Древнерусского государства оказалась под властью Великого княжества Литовского, управляемого династией Гедиминовичей. Династия получила название в честь князя Гедимина, правившего с 1316 по 1341 гг. Все последующие литовские князья - его потомки.
Все, что было сказано выше, это необходимая преамбула. А теперь давайте перейдем собственно к теме статьи.
Есть мнение, что между Гедиминовичами и Рюриковичами нет особой разницы. Мол, да, этнически великие князья в Литве не были русскими. Но это не мешало им быть своей династией для русских княжеств, оказавшихся внутри литовских границ. Точно так же, как для остальной территории Руси своей династией были Рюриковичи - тоже пришлые, тоже нерусские по происхождению.
Сразу оговоримся, что в споры относительно этнической принадлежности Рюрика мы тут не вступаем, а просто придерживаемся официальной версии.
Так вот, если обе династии были пришлыми, то между ними нет принципиальной разницы. Гедиминовичи, получается, спокойно могли объединить Русь заново. Отсюда следует знак равенства между Литвой и Русью, а также многие далеко идущие выводы. Знакомая аргументация?
И однако такая цепочка рассуждений ошибочна, поскольку не учитывает (видимо, намеренно) очень важный нюанс, который напрочь рушит всю идиллию.
Дело в том, что в ту эпоху наиболее важным вопросом для русских было вероисповедание. Если православный - значит, свой. Если мусульманин или католик - значит, чужой.
А теперь смотрим на поведение Гедимина и его потомков.
Сам Гедимин оставался язычником, но при этом неоднократно выражал желание принять католичество, приглашал в Литву католических священников, строил католические храмы.
Ольгерд принял православие, а брат его Кейстут был язычником. Ягайло был язычником, потом стал католиком. Сын Кейстута Витовт (тот самый) тоже стал католиком. После него великим князем стал Свидригайло - тоже католик. Он был крещен по католическому обряду в 1386 году, о чем есть надежные свидетельства. А дальше уже и говорить нечего - все последующие великие князья литовские были католиками.
И это при том, что все русское население Литвы было православным!
Это не мелочь. Это краеугольный камень, предопределивший вечный раскол между литовской элитой и подвластным ей народом. Причем раскол этот не только не сокращался, но лишь нарастал. Ведь католичество в Литве вело наступление - медленное, но неуклонное, а права православных постоянно поражались. В итоге русские в Великом княжестве Литовским ставились в положение граждан второго сорта.
Вот вам и принципиальное различие между Гедиминовичами и Рюриковичами. Вот вам и причина, по которой Литва так и не сумела стать второй Русью.
Подпишитесь на группу, это поможет ее развитию! А мы уже готовим для вас новые интересные заметки!
Комментарии 2