Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников — Международный день спички. Спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.
Налаживанию спичечного производства в Сибири во многом способствовало наличие огромных запасов почти даровой осины, что в значительной мере компенсировало привоз химикатов из Англии и Германии. Поэтому наиболее предприимчивые люди, имеющие необходимый капитал, постепенно организовывают небольшие спичечные заведения.
Так в 1868 году в Иркутске имелось два кустарных предприятия, которые принадлежали отставному губернскому секретарю С.Н. Московскому и отставному унтер-офицеру Н.В. Власову. Оба заведения изготовляли серные (на белом фосфоре) спички довольно низкого качества.
В конце зимы 1888 года по Усолью прошел слух, что управляющий солеваренным заводом Павел Семенович Паршаков ищет в Усолье людей, которые смогли бы арендовать ему участок земли на берегу реки для постройки спичечной фабрики. Слух перешел в уверенность, когда состоялась сделка. По «уступочным актам» заключенным с Прокопием Бардо и Карлом Ли, Паршаков арендовал необходимый.
Надсмотрщик солеваренного завода 17 марта 1888 года доносил: «Потомственный почетный гражданин П.С. Паршаков действительно устраивает в Усольском селении спичечную фабрику и имеет открыть производство оной в текущем году… Выделка спичек предполагается исключительно безопасных (шведских) при помощи ручных станков. Производство спичек будет в год от 1 200 до 1 300 ящиков, по 1 000 коробок. Каждая коробка 75 шт». Когда все работы по устройству фабрики были закончены, П.С. Паршаков приступил к найму рабочей силы. Из всех предлагавших свои услуги местных жителей он выбрал 10 мужчин, 3 женщины и 4 подростка – всем остальным была обещана надомная работа.
О пуске спичечной фабрики в действие узнаем из донесения помощника Акцизного надзирателя В. Гантимурова Акцизному управлению: «… Имею честь донести, что фабрика зажигательных спичек, устроенная потомственным почетным гражданином П.С. Паршаковым… открыла действия и приступила к работам, по выделке спичек 22-го апреля 1888 года».
Рассмотрим, что представляло из себя заведение П.С. Паршакова. За деревянным забором с тесовыми воротами находилось построенное буквой «Г» длинное приземистое здание. Это был главный корпус. За ним два небольших амбара – один для химического сырья, другой для готовой продукции.
Каждое отделение производственного корпуса занимало всего одно помещение. Первым было машинное отделение. Здесь, из распиленной во дворе осины, гнали длинную, разной ширины и назначения, ленту-стружку. Из нее тут же рубили заготовку для коробочек и соломку (спички без головок). Все операции производились на 4 станках, приводимых в движение вручную.
После машинного отделения процесс раздваивался – производство шло двумя потоками: спичечный и коробочный.
Поскольку изготовление спичек было сложное и требовало применения машин, весь поток был централизован на предприятии. В наборном отделении соломка протравливалась в специально составленной жидкости (чтоб спичка не тлела) и в ситах помещалась в «духовые» шкафы для просушки. После этого сухую соломку помещали в специальные рамки. Набор спичек в рамки был очень трудоемок и производился с помощью 2-х наборных машин, которые также приводились в движение рабочими.
В макальном цехе, где были чрезвычайно вредные условия труда, происходило самое главное – соломка обретала головку и становилась спичкой. Сушили ее в специальных шкафах с ручным вентилятором и подведенным от печи теплым воздухом.
Сравнительно небольшим, но очень важным, отделением считалась «лаборатория», где в ступках и краснотерках размалывались химикаты и приготовлялась масса. Интересно заметить, что приготовление массы как для спичек, так и для коробочек было сосредоточено в одном помещении. Это весьма опасное соседство требовало большой осторожности, т.к. малейшая оплошность могла привести к взрыву.
Последнее, упаковочное отделение, было самым большим – здесь трудились подростки и женщины, всего 7-8 человек. Они вручную набивали спички в коробочки и намазывали их. Этикет не приклеивали, т.к. он был на ленте, которой оклеивали коробочку. Готовые спички укладывали по 10 коробок в пачки и оклеивали узкой полоской бумаги – бандеролью.
Склеивание коробочек – сравнительно простая операция, но она требовала большого труда, ведь фабрика в день потребляла 18-20 тысяч коробочек (наружных и внутренних). Чтобы удешевить производство и снизить себестоимость продукции, хозяин организовал склеивание коробочек на дому. Отчасти это было вызвано отсутствием коробкоклеильных машин и помещения. Надо заметить, что в России того времени надомный труд был весьма распространенным явлением – это была ранняя стадия развития и образования фабрик, когда в значительной степени еще сохранялись прежние кустарные формы организации производства. Для хозяина выгодны надомные работы, которые были очень велики, а за труд он платил дешевле, не беспокоился об освещении и отоплении надомников, т.к. они сами брали на себя эти заботы. Кроме того, Паршаков был спокоен – государственная инспекция не могла предъявить ему претензии за эксплуатацию детского труда и чрезвычайно продолжительный (15-17 часов) рабочий день.
В первые месяцы после открытия фабрика в день выпускала лишь 7-8 ящиков спичек. За год работы, к 1 мая 1889 года фабрика Паршакова выпустила 703 ящика спичек.
Но произвести спички было лишь половиной дела – нужно было их реализовать. Вот здесь-то и подстерегала хозяина главная опасность. Спички не покупали. Из выпущенных 703 ящиков, за весь год было продано лишь 400. Объясняется это многими причинами, но главное — это их дороговизна и большая конкуренция фабрик из европейской России. Ввиду сложившихся обстоятельств, первый год работы фабрики чуть не стал ее последним годом. Чтобы как-то помочь П.С. Паршакову, Акцизное управление на половину снизило налог.
Чтобы не обанкротиться окончательно и не закрыть производство, Паршаков подыскивает компаньона. Им оказался бывший хозяин Томской спичечной фабрики Моисей Исаевич Минский. Не выдержав конкуренции, он вынужден был закрыть свое предприятие и войти в компанию к Паршакову. Объединив наличный капитал по договору, заключенному в 1891 году, компаньоны приступили к делу.
По совместному решению компаньонов производство решили назвать «Товарищество спичечной фабрики «Сибирь» Обслуживало ее теперь до 40 человек на производстве и около 20 семей надомников. Выпуск же продукции в 1893 году составил более 4 тысяч ящиков спичек.
Комментарии 2