50 лет немалый срок службы парома «Я. Панкратьев», который курсировал до 2019 года по Братскому водохранилищу Балаганск – Игжей. И никто не задумывался чьё же имя носит этот паром и за что. А назвали его в честь героя Первой Мировой войны, уроженца Усть-Удинской волости Балаганского уезда Якова Николаевича Панкратова.
Переформирован полк был 01.09.1910 г. в Забайкалье в с. Березовка (Иркутский ВО), где был расквартирован и стал именоваться 17-й Сибирский стрелковый полк. С 13.05.1900 г. – 17-й Восточно-Сибирский Стрелковый Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полк. Участвовал во многих крупных сражения русско-японской войны в 1904 – 1905 годах. 6 декабря1906 года за успешные боевые действия полк был награждён почетным Георгиевским знаменем – «Въ ознаменованiе особаго Монаршаго благоволенiя и въ награду за подвиги, мужество и храбрость, оказанные въ продолженiе минувшей войны 1904 и 1905 годовъ частями войскъ, действовавшими на Дальнемъ Востоке противъ Японiи, Государь Императоръ Всемилостивѣйше жалуетъ: Георгiевскiя знамена съ надписями: «За отличiе въ войну съ Японiей 1904 и 1905 годовъ». 17-й Сибирский стрелковый полк являлся одним из самых элитных полков в России. Он состоял из высококвалифицированных солдат, которые прошли строгий отбор и обучение. Отличные стрелки, в прошлом охотники-следопыты, солдаты-сибиряки были выносливы и храбры.
Офицеры 17-го Сибирского стрелкового полка в годы Первой Мировой войны
Армия была важнейшим участком партийной работы. Без привлечения солдатских масс на сторону борющегося пролетариата нельзя было рассчитывать на победу революции. Поэтому большевики вели в армии неустанную пропагандистскую работу. Активно действовала большевистская организация и в 17-ом стрелковом полку. Солдаты все ясней и ясней понимали антинародный, империалистический характер войны. В 1912 году после расстрела рабочих на Ленских приисках равнодушных в России не было. Слух об этой кровавой расправе доходил и до деревень Усть-Удинской волости. В этот год призвали в армию и крестьянского парня из таёжной деревни Абалак Усть-Удинской волости Якова Панкратова, и зачислили в 17-й Сибирский стрелковый полк. Он сразу же попал в среду недовольных солдат царским режимом. За день до объявления Первой Мировой войны 17-й Сибирский стрелковый полк отбыл со станции Берёзовка на запад. В середине сентября был на польской земле и вступил в бой с кайзеровскими войсками. 1914-1915 годы прошли в сражениях. Вскоре полк был переведен на Северный фронт, под Ригу. К тому времени ротные и полковые социал-демократические ячейки Риги и многих других мест имели связи с военной организацией, созданной при Петербургском комитете. 17-й Сибирский стрелковый полк становится одним из самых революционных. Командование фронтом и царская охранка установили слежку за революционно настроенными офицерами и солдатами. Начались аресты. Были арестованы многие активисты 17-го полка. Среди солдат все больше и больше накапливается недовольство, которое в конце концов вылилось в прямое неповиновение. 21 декабря 1916 года солдаты полка не приняли пищу, приготовленную из гнилых продуктов. Возмущенные плохим питанием, они опрокинули все кухни на землю. Командование путем угроз пыталось выявить зачинщиков. Утром 23 декабря должна была начаться Митавская наступательная операция русских войск (в Латвии Митавская операция известна как Рождественские бои), проводимая в районе города Митава (Елгава) силами 12-й армии Северного фронта (командующий — генерал Р.Д. Радко-Дмитриев). Ей противостояла 8-я германская армия.
Командующий 12-й армией генерал от инфантерии Р.Д. Радко-Дмитриев (1859 – 1918)
Среди солдат развернулась широкая агитация. Появились большевистские листовки. Но команда поступила в 1 час ночи 23 декабря пойти в наступление (план Митавской операции был рассчитан на внезапность удара), солдаты, считая это верной гибелью, отказались выступить. Весь полк, снявшись с передовых позиций, ушел в резервные окопы.
Солдаты накануне рождественского наступления. Декабрь 1916 года. Фото из личного архива О. Хорошиловой
Прибыл генерал Гандурин. Он приказал 1, 2, 4 ротам построится в каре. Генерал кричал: «Вы что это, подлецы, задумали? Бунтовать? Изменники!». Солдаты заволновались, каре сузилось, готовое сомкнуться в круг. Генерал испуганно попятился, а из толпы неслись ему слова: «Сам подлец! Не здесь ищи измену, а в царском доме! Долой войну!».
Командир 2-го Сибирского армейского корпуса генерал-лейтенант Иван Константинович Гандурин (1866 – 1946)
На другой день мятежный полк отвели в тыл. Полк окружили карательные части. Солдат разоружили, многих арестовали. Началось следствие. Допрос вёл генерал Хильченко. Виновными признали двадцать четыре человека. Их судили военно-полевым судом. В ночь на 14 января 1917 года в Олайском лесничестве двадцать четыре стрелка-сибиряка из первого батальона были расстреляны. В числе их и наш земляк Яков Николаевич Панкратов.
Командир 1-й бригады 5-й Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Григорий Григорьевич Хильченко (1867—?)
Первый батальон 17-го Сибирского стрелкового полка, где, собственно говоря, и произошли волнения, был преобразован в рабочий батальон. Взамен него был образован новый первый батальон, для чего каждый из прочих трех батальонов полка выделил из своего состава по роте с четвертью. 92 нижних чина 2-го и 6-го Сибирских корпусов были преданы военно-полевому суду и казнены. Масса солдат была отправлена на каторгу и в тюрьмы. Весть о расправе над своими же солдатами быстро облетела все части 12-й армии и, естественно, стала темой бесед как среди офицеров, так и особенно среди солдат. Солдаты задавали мне каверзные вопросы воспоминает участник тех событий подпоручик Лев Пунин: «Кто виноват, что солдаты взбунтовались? Почему среди казненных нет офицеров, ведь они тоже не пошли в наступление? Кому на пользу эти новые жертвы войны? Скоро ли кончится эта жестокая бойня?». Наказание постигло весь личный состав мятежных подразделений: «Все унтер-офицеры возмутившихся рот разжалованы в рядовые, и все чины этих рот до офицеров включительно раскассированы по всем частям армии. Впрочем, всего через два месяца началась революция, как известно, освободившая всех заключенных царского режима…». По требованию солдат и по постановлению полкового комитета штрафной батальон вернули в полк. 17 мая 1917 года извлекли тела расстрелянных. Двадцать четыре гроба, обшитых кумачом, солдаты 17-го Сибирского стрелкового полка на плечах перенесли в город Ригу. Над братской могилой звучали слова: «Мы никогда не забудем о погибших! Это жертва не только самодержавия, но и развязанной войны». В дальнейшем 17-й Сибирский стрелковый полк принимал участие в разгроме карниловского мятежа. После успешного выполнения своей задачи полк полностью демобилизован, как старое военное формирование. Солдаты 17-го Сибирского стрелкового полка в абсолютном большинстве отказались от демобилизации и составили костяк нового полка Красной Армии. Полк в составе 5-й армии в марте 1920 года вошёл в Иркутск. Так он ушёл из Забайкалья в 1914 году воевать «за веру и царя», а через шесть лет вернулся полком Красной Армии. Осенью 1920 года полк в составе 30-й Иркутской дивизии был переброшен в Крым на разгром Врангеля.
Вступление частей 5-й армии РККА в Иркутск. 7 марта 1920 года
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1