После М.Д. Бутина в 1896 году владельцем Николаевского завода стал Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), известный меценат и промышленник. О времени его владения Николаевским заводом так писал журналист Конев: «К несчастью для управления заводом был прислан некто Брызгалов с сыном Мамонтова. А с ними служащие — пенсионеры, оперные артисты, разные проходимцы. С ними горный инженер Матиссон не сработался». Причины покупки Николаевского завода исследователи объясняют тем, что Мамонтов арендовал Невский механический завод в Петербурге, который был предназначен для обеспечения железных дорог подвижным составом. Для снабжения этого производства металлом Мамонтов приобрел Николаевский завод, преобразованный в «Восточно-Сибирское общество железоделательных и механических заводов». В 1898 году у директора Петербургского международного банка Ротштейна, доверенного лица министра финансов Витте, он взял ссуду под залог акций, принадлежавших ему. Вовремя погасить долги Международному банку не удалось. Делами стали заправлять люди Ротштейна и Государственный банк.
В это время в 1899 году Николаевский завод был закрыт. Начался голод, и была объявлена стачка. Во главе бастующих стоял рабочий комитет под руководством ссыльного рабочего Обуховского завода, члена «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Виктора Андреевича Князева. Требовали уже не только оплаты, но и снабжения голодающих продовольствием, возобновления производства. Положение стало настолько тяжелым, что пришлось создать правительственную комиссию, по решению которой забастовщикам выдали деньги и продукты.
В 1915 году завод купил купец Н. Шаскольский, а через год перепродал его АО «Товарищество В.Г. Столль и Ко». Восстановительные работы в это время проводились неудовлетворительно, использовалось только старое оборудование. За 2 года завод выпустил 6 тыс. пудов железа, более 1 тыс. пудов различных изделий, чугунного литья до 1,5 пудов. Часть продукции шло на нужды царской армии.
По существу, до 1917 года они так и не были запущены на полную мощность, переходя из одних рук в другие. Попытки восстановить производство Николаевского и Лучихинского заводов, предпринимавшиеся товариществом В. Г. Столль и Ко, а также советскими властями, не увенчались успехами.
В 1921 году в стране был образован трест «Ангарметалл», запущены Николаевский и Лучихинский заводы и восстановлена разрушенная плотина. К весне этого года Николаевский завод выдал первые послереволюционные листы железа, которые были направлены в Иркутск, Нижнеудинск, другие города Сибири. В 1922 году предприятие было полностью восстановлено.
Но предприятие оказалось нерентабельным. В период с 1923 по 1924 годы, в связи с большой задолженностью перед государством постановлением высшего хозяйственного органа – губернского экономического совещания – трест «Ангарметалл» был ликвидирован. К началу 1923 года их долги достигли 160 000 рублей. Николаевский и Лучихинский заводы были закрыты. Пригодное оборудование было вывезено в Черемхово, Усолье-Сибирское и Тельму.
Комментарии 6