Созданный Семеновым в Северной Манчжурии «особый» отряд (в который помимо казаков входили монголы и буряты) должен был отрезать Дальний Восток от других территорий Советской России. Его союзниками выступали И. Калмыков (тоже самозваный атаман, на самом деле – сотник), которого называли «кровавым диктатором Хабаровска» и генерал Д. Хорват (бывший российский управляющий КВЖД в Маньчжурии).
Во Владивостоке 4-5 апреля 1918 года высадились оккупационные части бывших союзников из Антанты: вначале, под предлогом защиты своих подданных, японцы, потом – англичане (а в августе – ещё и американцы). В октябре 1918 г. численность японского контингента достигла 72 тысяч человек, американцы довели численность своих войск до 10 тысяч, ещё около 28 тысяч «командировали» в другие страны – Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Сербия, плюс чехословацкие легионеры. Иностранная оккупация Владивостока продолжалась до 1925 года.
Наибольшую активность проявляли именно японцы, которые оккупировали Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Они же нанесли наибольший ущерб экономике занятых областей. В Японию было отправлено 52 % улова сельди в 1919 году и 75 % в 1921-м, а улов рыб лососёвых пород они вывозили подчистую. Были захвачены и отправлены в Японию более 2 тысяч вагонов, около 500 морских и речных судов. Другими «трофеями» стали 43 тонны золота, более 650 тысяч кубометров леса, большое количество стали, чугуна, меди, серы, селитры, фосфора, воска, тысячи голов лошадей и крупного рогатого скота. Вывозились даже рельсы и шпалы.
В это же время отброшенные Лазо в Маньчжурию отряды Семенова начали второе наступление на Читу. В его частях оказались японцы – штабные офицеры, несколько сотен солдат при 15 тяжелых орудиях с артиллерийскими расчётами. В мае, как вы помните, начался мятеж чешских легионеров, а составы с ними растянулись по всей Сибири.
28 августа 1918 года на конференции партийных и советских работников Сибири, которая состоялась на станции Урульга, было принято решение о переходе к тактике партизанской войны. На железнодорожной станции Ерофей Павлович был сформирован броневой отряд, который должен был прикрывать отступление остатков войск расформированного Забайкальского фронта. Лазо с небольшим отрядом от разъезда Малый Невер двинулся было к Якутску, но вовремя узнал о белогвардейском перевороте в этом городе. В результате в середине декабря 1918 года он оказался во Владивостоке, где в январе 1919 года был избран членом подпольного Дальневосточного областного комитета РКП(б), хотя официально в эту партию он вступит только летом.
Между тем в апреле 1919 года перешли в наступление красноармейские части Восточного фронта М. В. Фрунзе. В том же месяце на Владивостокской подпольной конференции Лазо был назначен командующим партизанскими соединениями в Приморье. Очень быстро была сформирована 9-тысячная армия, штаб которой Лазо устроил на станции Адриановка. Помимо отрядов, прибывших из Владивостока, Хабаровска и Благовещенска, в неё входили интернациональные части из бывших военнопленных: венгры (мадьяры), австрийцы и немцы. Кроме того, в Приморье действовали 20 партизанских отрядов. В это время с Лазо встречался будущий известный писатель Александр Фадеев, который вспоминал: «Лазо был расчетлив, распорядителен и абсолютно бесстрашен... в бою оставался в сущности таким же, как всегда: со своими приподнятыми бровями, с обычным внимательным и точно несколько удивленным выражением лица, безразличный к тому, что может лично с ним случиться. Он делал только то, что необходимо было для решения поставленной им боевой задачи».
Он же писал: «Лазо был пролетарским революционером, революционером до последней капли крови, был богато одаренным человеком, исключительно талантливым. Кроме того, он обладал огромным трудолюбием и работоспособностью; любой вопрос изучал всесторонне и до конца. При этом он был на редкость скромен, лишен ложного самолюбия. Это был человек высокой рыцарской чести и благородства».
Лазо разработал довольно смелый план уничтожения сил противника вдоль важной Сучанской железнодорожной ветки, который увенчался полным успехом. Затем были атакованы отряды атамана Семёнова, которые были прижаты к границе, но добить их помешали белочехи, которые 12 июля захватили Иркутск, 20 августа Верхнеудинск, 26-го – Читу.
В ноябре 1919 года Лазо отозвали во Владивосток, где ему было поручено возглавить Военно-революционный штаб по подготовке к восстанию в этом городе. А 26 января 1920 г. был сформирован уже объединённый оперативный штаб, который непосредственно руководил восстанием – его возглавил также Лазо. К городу были подведены партизанские отряды, занявшие Никольск-Уссурийский, Сучан и Шкотово, на сторону большевиков перешёл гарнизон станции Океанской. Восстание началось в 3 часа утра 31 января 1920 г. – и к середине этого дня войска наместника Колчака генерал-лейтенанта Розанова сложили оружие. Бывший адмирал к этому времени уже был сдан союзничками эсерам и меньшевикам Политцентра Иркутска.
Нет комментариев