Портрет психопата
Мужчина, 45 лет. Руководитель небольшой собственной европейской фирмы, в прошлом – один из соучредителей и директоров крупной российской компании.
Личная жизнь
Родом из глубинки России, поднялся в лихие девяностые. Женат, один ребенок. Супруга им вертит как хочет. Он в ней души не чает, никогда не перечит, всегда прислушивается к ее словам. Для супруги он, естественно, самый лучший человек на свете. При этом жену не любит, у него еще куча любовниц – и все это не более чем игра. Психопаты часто хорошие семьянины в глазах общества и близких. Жены оказываются в шоке, когда узнают, чем на стороне занимаются их мужья.
Психопаты умеют потрясающе играть роли. Например, Теодор Банди был одновременно серийным убийцей и годами ухаживал за одной женщиной, убедил ее в своей вселенской любви – чисто ради спортивного интереса.
Друзей нет, общается только с семьей. С родителями связи не поддерживает.
Образование
Среднее. В университете никогда не учился, эрудированность – ниже среднего.
Характер
Замкнутый.
Поведение с деловыми партнерами и сотрудниками
Стиль поведения – «я – мачо»: габариты как у медведя, но среднего роста, внешний вид как у типичного нового русского в девяностые. Наличие денег его так и не облагородило ни в малейшей степени. Сотрудники своего босса боятся, потому что его стандартная манера общения с ними – буравить их тяжелым взглядом или запугивать.
До недавнего времени у него был бизнес-партнер, женщина. С ней они руководили совместной компанией. Только партнерство это было исключительно на бумаге. На практике всем руководила она, а ее компаньон делал все, чтобы показать окружающим, что начальник на самом деле он.
При этом она часто пыталась использовать его как щит в трудных деловых переговорах или в ситуациях, когда на нее гнали напраслину. Однако компаньон даже не пытался ее реально защитить. Когда женщина предъявляла ему претензии, он переводил стрелки так, чтобы виновата всегда оказывалась она. Орал на нее и делал все, чтобы подмять ее под себя, потому что она всего лишь «глупая баба», а он тут главный.
Дело дошло до того, что совместная компания разделилась на две. И здесь он опять же не упустил своего: начал заставлять сотрудников ее фирмы выполнять его поручения, потому что он больший начальник, чем она. Доводил женщину до слез и потом какое-то время не разговаривал с ней, чтобы та прочувствовала, как виновата, и пришла извиняться первой. Сам он никогда не просил прощения. Женщине-руководителю часто приходилось звонить жене своего компаньона, чтобы та на него повлияла, – и ситуация наконец разрешилась.
Когда партнера-женщину пытались прилюдно очернить, он и слова не говорил. Когда же она напрямую просила его вмешаться – не трудился это делать, мол, ситуация выеденного яйца не стоит. Словом, не напрягался.
Ответы на сложные деловые письма писала его партнер, потому он сам с людьми ладить не умеет и в ситуациях, когда нужно проявить психологическую гибкость, ведет себя как слон в посудной лавке, наступая всем на ноги и не понимая, что это он творит.
Уважение проявляет только к тем, кого считает сильнее или умнее себя. Исключительно к мужчинам, кстати. Разговаривает одним и тем же тоном, практически не меняет выражения лица. На работе он суровый начальник, и эту маску носит повседневно. Чем больше боятся такого босса, точнее, его внезапной вспышки гнева и ора, тем меньше к нему пристают с общением (т.е. ему не надо изображать из себя нормального коммуникабельного человека, которого волнуют чужие проблемы) и тем меньше желающих спихнуть его с трона, на который сам же себя и посадил. Хотя в реальности он очень неустойчиво сидит на своем монаршем месте и в прямой схватке за него, скорее всего, проиграет, особенно если противник окажется умнее в плане интеллекта и не будет его бояться.
Герой недостаточно образован, из-за чего очень некомфортно себя чувствует, старается сам учиться и развиваться, но выше головы тут прыгнуть не может. Поэтому прячется за маской сурового начальника, который все лучше всех знает и способен разрешить любую проблему, хотя на практике этим занимаются другие. Он ведь начальник, и не барское дело – руки марать и что-то лично выполнять.
Портрет психопата
Был случай общения с женщиной, у которой истероидное расстройство личности. Для него очень позорный: она начала пытаться им манипулировать через женскую красоту и с помощью выходок, типичных для истероидов, а он просто сбежал не в состоянии защититься. Герой не способен проявлять никаких реальных эмоций, кроме гнева.
Когда бывшая бизнес-партнер при нем плакала из-за его грубых слов, ему было все равно, даже скучно. Отреагировать же по-человечески может, если вспомнит поведение жены в подобной ситуации: у нее ведь есть эмоции. Как реагирует она на что-то, так реагирует и он. Можно даже сказать – копирует ее, потому что сам эмоциональным интеллектом не обладает и повести себя так, как того требует ситуация, не может.
Все деловые компаньоны так или иначе расходились с героем, зачастую не лучшим образом. В его понятие партнерства не входят поддержка, взаимовыручка, помощь, необходимость учитывать интересы других, честный раздел власти, равный вклад в управление компанией и самое обычное человеческое взаимоуважение и умение договариваться. Он может действовать только жестко, только силой, но по-настоящему давить попросту не умеет, кишка тонка.
Последняя бизнес-партнер ушла от него потому, что он позволил себе проявить к ней мужской интерес и сделал ее виноватой в этом. Типа он жертва того, что она такая красивая и прекрасная. По крайней мере, такова ее версия. В реальности, надо думать, герой просто использовал ситуацию, чтобы разойтись этой женщиной, потому что она начала качать права, требуя равного раздела дохода и обязанностей, а он не хотел делиться, его все устраивало.
Разрыв происходил в очень красноречивой манере: он дал ей достаточно недвусмысленных намеков, потом поссорился с ней и уехал в командировку, в течение которой вообще не отвечал на ее звонки и полностью игнорировал. То есть оставил женщину переживать ситуацию и искать из нее выход, поставив перед выбором – терпеть его и дальше или все-таки пойти своей дорогой. Решение в виде изменения ситуации для более равноправного партнерства не предусматривалось в принципе. В итоге она съехала из общего офиса, открыла новую компанию, оставив ему старую с налаженными связями и все полученные ими совместно доходы.
Мнение в глазах окружающих
У каждого из тех, кто имеет с ним дело и вынужден общаться, оно будет своим.
Подчиненные считают своего начальника очень жестким и требовательным человеком, с которым невозможно договориться. А еще непредсказуемым – страшные вспышки гнева невозможно спрогнозировать.
Бывший партнер по бизнесу считает его ненадежным, потому что очень часто тот подводил в разных ситуациях, когда вполне мог бы и помочь, и нечестным, не соблюдающим свои обязанности как компаньона.
Мое мнение как человека, который имеет с ним дело по деловым вопросам, но при этом не работает ни с ним, ни на него: герой многим жаждет казаться значимым, но совершенно не замечает, как его обводят вокруг пальца. Хочет иметь определенный вес, но ему не хватает уверенности в себе. Сильно «проседает» психологически, когда сталкивается с кем-то, кто его не боится, и достаточно легко попадается на более умелое и продуманное манипулирование, чем его собственное.
Мое мнение как психолога: типичный низкофункционирующий психопат. Он нашел теплое место для себя в бизнесе, но выше головы прыгнуть в нем не может, потому что интеллектуально не способен учиться и развиваться. Не обладает психологической изменчивостью, навыками тонкого манипулирования, хитростью, гибкостью, умением подстраиваться под ситуацию и людей, высокой самооценкой и самовлюбленностью, которые свойственны высокофункционирующим психопатам. Вместе с тем беспринципен и безжалостен, чтобы добиваться своего любой ценой, включая манеру обращаться с людьми как с вещами. А то, как он им нервы треплет при этом, значения никакого для него не имеет.
Диагноз
Низкофункционирующая психопатия.
Как психопаты руководят людьми
Стилей руководства у психопатов довольно много. Чаще всего встречаются два: агрессивный и авторитарный, и они ярко выражены.
Агрессивный стиль
Этот стиль свойствен низкофункционирующим психопатам. Они недостаточно высокоразвиты для того, чтобы искусно манипулировать, поэтому отдают предпочтение грубой силе. Это необязательно рукоприкладство в наилучшем его виде.
Такой психопат может:
орать просто так на сотрудников, швырять мебель или документы, когда не в духе;
откровенно угрожать – уволить, урезать зарплату, распустить такие слухи, чтобы человек никогда другую работу не нашел, собрать какой-либо компромат и постоянно обещать пустить его в дело;
прибегать к молчаливому игнорированию, которое заставляет жертву чувствовать себя так, словно та в чем-то виновата;
придираться по мелочам, так чтобы человек боялся вздохнуть свободно, а то вдруг и на количество и глубину вдохов в компании тоже внутренние правила есть;
звонить и что-то требовать сделать прямо сейчас, а то он вам голову оторвет или вы в суд пойдете отвечать за невыполненное поручение.
Авторитарный стиль
Этот стиль больше присущ высокофункционирующим психопатам. Они редко ведут себя как откровенные сволочи, предпочитают тонкие, тщательно рассчитанные булавочные уколы и хитроумные ловушки, которые захлопываются внутри вас.
Такой психопат может:
использовать лесть. Услышав похвалу начальника, вы из кожи вон готовы вылезти, чтобы ему угодить. Он же вам ласковое слово сказал или зарплату вдруг повысил;
включать вас в свою жизнь – делиться с вами какими-то личными мелкими горестями или неприятностями. Вы сами не замечаете, как бежите решать эти проблемы вместо вполне взрослого и самостоятельного человека;
постоянно делать замечания вроде «отлично сделано, но можно лучше». И вы как борзая бегаете по кругу за недостижимым механическим зайцем совершенства;
давать доброжелательные советы. Мол, если бы вам пришло в голову сделать вот так, то результат был бы совсем другой. И вот вы уже чувствуете себя полной идиоткой, что сами не догадались, а в следующий раз бежите к начальнику спрашивать его совета: как вам поступить в той или иной ситуации?
Цель у обоих стилей одна – контроль. Так или иначе она достигается.
Бывают, разумеется, и вторичные выгоды для людей с такой аномалией. Все психопаты – садисты. Кому-то нравится, когда его боятся. Кто-то любит, когда перед ним заискивают. Кто-то ловит кайф от того, что без его мнения и шагу не ступят. Вариантов масса, но что-то всегда есть. По какой-то причине либо на ваших нервах танцуют, либо с вами, как с куклой, играют – и получают от этого неописуемое удовольствие, которое даже иногда в открытую демонстрируют, чтобы вы свое место знали.
Кроме того, есть и вторичные выгоды для манипулируемой стороны. Каждый имеет право на «нет», которое никто отнять не может. Человек может сам не желать его применять. И тогда возникает закономерный вопрос: а почему, собственно? Что заставляет вестись на такие манипуляции и их терпеть? Почему это выгодно? Самый распространенный ответ в данном случае так или иначе будет связан с деньгами. В реальности это лишь удобное оправдание для отвода глаз, прежде всего – своих собственных. Ведь далеко не все хотят и могут видеть и понимать правду о себе и тех личных травмах, которые данные манипуляции эксплуатируют в пользу манипулятора в кресле руководства.
Нет комментариев