added March 19 at 20:31
19 марта 1530 года родился оршанский староста и смоленский воевода Филон Кмита-Чернобыльский. https://vklby.com/index.php/lichnosti/11-lichnosti/376-filon-kmita-chernobylskij
0 Comments
2 Shares
13 likes
- Like1
added March 19 at 20:30
- Like3
added March 19 at 20:21
ЮЛА И ОВСЯНКА — СМОТРИТЕ, КАКИЕ КРАСИВЫЕ ПТИЦЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ КОБРИНСКОГО РАЙОНА
https://www.kobrincity.by/news/yula-i-ovsyanka-smotrite-kakie-krasivye-ptitsy-obitayut-v-lesakh-kobrinskogo-rajona.html
#Кобринсити #Kobrincity #Новости #News #Кобрин #Kobrin #Беларусь #Belarus
https://www.kobrincity.by/news/yula-i-ovsyanka-smotrite-kakie-krasivye-ptitsy-obitayut-v-lesakh-kobrinskogo-rajona.html
#Кобринсити #Kobrincity #Новости #News #Кобрин #Kobrin #Беларусь #Belarus
1 Comment
4 Shares
26 likes
added March 19 at 19:45
9 Comments
2 Shares
17 likes
added March 19 at 19:41
19 Comments
4 Shares
42 likes
- Like2
added March 18 at 22:57
18 марта 1858 в немецкой семье, осевшей во Франции, в Париже, родился Рудольф Дизель (бел. Рудольф Дызель, нем. Rudolf Diesel) – немецкий инженер. Изобретатель дизельного двигателя.
Полное имя этого человека Рудольф Кристиан Карл Дизель (1858-1913) – 55 лет.
Его отец Теодор – потомственный переплётчик заведовал кожгалантерейной лавкой в Париже. Когда началась франко-прусская война, местных немцев начали притеснять и семья Дизелей перебралась в Лондон. Отец посылает 12-летнего Рудольфа к дяде и тёте в баварский Аугсбург. Рудольф оканчивает училище и поступает в Королевскую высшую политехническую школу Баварии в Мюнхене, начинает работать на на Аугсбургском машиностроительном заводе (с 1904 - M.A.N.)
Именно этому человеку пришла мысль поджигать горючий материал в цилиндре высокой температурой сжатого воздуха а не от свечей.
Сделал он «дизельный движок» с третьей попытки.
"Первый двигатель не работает, второй работает несовершенно, третий будет хорош!" - говорил Дизель своему коллеге. Одним из протеже, верящим в счастливую звезду Дизеля и проявлявшего максимум терпения к нему, стал Генрих фон Буц – владелец аугсбургского машиностроительного завода MAN.
В первом двигателе топливом была угольная пыль. Дизель чуть не погиб после взрыва двигателя. Во второй раз Дизель решил вместо угольного топлива применить обычный керосин. Изобретатель понял, что многое зависит не от конструкции созданного мотора, а от способа подачи топлива. Ключевым моментом стала подача топлива под давленим.
Двигатель Дизеля был 4-тактным, имел громадные размеры, одна только высота составляла 3 метра, вес 4,5 тонны. Диаметр цилиндра в 25 сантиметров позволял развивать мощность 18 лошадей, а из-за большого хода поршня (40 см) мотор успевал делать всего 172 оборота в минуту. Тем не менее первая модель дизельного двигателя и принцип работы используется по сей день (фото). Дизельный двигатель в Германии вначале был не популярен.
В 1903 впервые был спущен на воду корабль с дизельным двигателем. В 1908 был построен первый дизельный двигатель малых размеров,
Изобретатель «чуда» узнал и обратную сторону ошеломительного успеха. Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Он не был хорошим бизнесменом.
Финансовый кризис привёл к его полному банкротству.
В 1913 Дизель предпринимает последнюю попытку наладить дела.
Он отправляется из Антверпена в Англию на почтово-пассажирском судне «Дрезден».
29 сентября 1913 в проливе Ла - Манш Рудольф Дизель исчез.
По сей день неизвестно: покончил ли он жизнь самоубийством или его убили.
После того как пароход «Дрезден» отчалил от причала и взял курс на Англию, изобретатель поднялся на верхнюю палубу. Там он завязал разговор с двумя мужчинами вполне респектабельного вида. Их впоследствии допросила полиция. Господа объяснили, что разговор в основном шёл о политике. Все чувствовали, что грядёт большая война, поэтому беседа и вертелась вокруг международных отношений. Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут утра.
В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом вся информация о последнем дне жизни изобретателя заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.
Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать? Он вынул из кармана связку ключей и открыл каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. В каюте никто не ночевал. О пропаже пассажира стюард доложил капитану, и на судне объявили тревогу. Вскоре кто-то из членов команды нашёл на палубе шляпу и плащ. Стюард сказал, что эти вещи очень похожи на те, которые были на Рудольфе Дизеле. Опросили всех, кто нёс ночную вахту, но люди ничего не видели и не слышали. Дальнейшее расследование было передано в руки английской полиции.
Следователи попытались воссоздать картину ночи. Опросили всех пассажиров и членов экипажа. Особое внимание уделили двух господам, беседовавшим и ужинавшим с изобретателем. Тщательно допросили стюарда. Но всё не дало никаких результатов. Была выдвинута версия, что немецкий инженер, находясь в каюте, почувствовал себя плохо. Он надел шляпу, накинул плащ и вышел на палубу. Там он опёрся о перила, но видимо ему стало ещё хуже. Человек потерял равновесие и, перевалившись через ограждение, упал в море. Однако капитан судна указал на палубное ограждение и сказал, что его высота составляет почти полтора метра. При потере сознания или равновесия человек просто не в состоянии перевалиться через такую высоту. Он в любом случае остался бы лежать на палубе. Была выдвинута и версия о самоубийстве. Но все, кто видел в тот трагический день Дизеля, заявили, что настроение у него было чрезвычайно благодушное. Человек с оптимизмом смотрел в будущее и был полон самых радужных надежд. К тому же он не оставил предсмертной записки, да ещё перед уходом на палубу почему-то вытащил из чемодана пижаму. Всё это как-то не стыковалось с желанием уйти из жизни. Таким образом, следствие забуксовало и не смогло предложить ни одной дельной версии. Через 10 дней после трагедии в Северном море недалеко от Норвегии экипажем рыбацкого судна «Коерцен» было обнаружено тело утопленника. Его подняли на борт, но оно было сильно разложившееся. Поэтому, согласно морской традиции, тело вернули в море. На борту оставили лишь те предметы, которые находились в одежде трупа. Это кошелёк, удостоверение личности, карманный нож, чехол для очков. Тринадцатого октября эти вещи показали сыну изобретателя Югену. Он заявил, что они принадлежали его отцу. А буквально через неделю Марта, жена Югена, вскрыла пакет, который передал ей Дизель перед отплытием в Англию. Он сказал, что пакет нужно будет вскрыть через неделю. Но Марта промедлила и вскрыла его только в конце октября. В пакете оказалось 200 тыс. немецких марок. Зачем изобретатель отдал жене сына эти деньги? Может он чувствовал, что его жизнь в опасности или планировал своё самоубийство, или решил исчезнуть, чтобы его больше не видели и не слышали? Конкретного ответа нет.
На сегодняшний день достоверно известно следующее: Рудольф Дизель исчез с парохода «Дрезден». Причина его исчезновения не выяснена. Тело не найдено, есть лишь свидетельские показания рыбаков.
Не все, кто покупая автомобиль или просто так спрашивая: «У тебя «дизель» или «бензин»?» знают происхождение слова «дизель». Большинство подразумевают под этим просто «солярку» и не знают судьбы великого немца - Дизеля.
Сам он то точно, никогда и не думал и не подозревал о том, что его имя так часто будет звучать в простом обиходе землян.
Полное имя этого человека Рудольф Кристиан Карл Дизель (1858-1913) – 55 лет.
Его отец Теодор – потомственный переплётчик заведовал кожгалантерейной лавкой в Париже. Когда началась франко-прусская война, местных немцев начали притеснять и семья Дизелей перебралась в Лондон. Отец посылает 12-летнего Рудольфа к дяде и тёте в баварский Аугсбург. Рудольф оканчивает училище и поступает в Королевскую высшую политехническую школу Баварии в Мюнхене, начинает работать на на Аугсбургском машиностроительном заводе (с 1904 - M.A.N.)
Именно этому человеку пришла мысль поджигать горючий материал в цилиндре высокой температурой сжатого воздуха а не от свечей.
Сделал он «дизельный движок» с третьей попытки.
"Первый двигатель не работает, второй работает несовершенно, третий будет хорош!" - говорил Дизель своему коллеге. Одним из протеже, верящим в счастливую звезду Дизеля и проявлявшего максимум терпения к нему, стал Генрих фон Буц – владелец аугсбургского машиностроительного завода MAN.
В первом двигателе топливом была угольная пыль. Дизель чуть не погиб после взрыва двигателя. Во второй раз Дизель решил вместо угольного топлива применить обычный керосин. Изобретатель понял, что многое зависит не от конструкции созданного мотора, а от способа подачи топлива. Ключевым моментом стала подача топлива под давленим.
Двигатель Дизеля был 4-тактным, имел громадные размеры, одна только высота составляла 3 метра, вес 4,5 тонны. Диаметр цилиндра в 25 сантиметров позволял развивать мощность 18 лошадей, а из-за большого хода поршня (40 см) мотор успевал делать всего 172 оборота в минуту. Тем не менее первая модель дизельного двигателя и принцип работы используется по сей день (фото). Дизельный двигатель в Германии вначале был не популярен.
В 1903 впервые был спущен на воду корабль с дизельным двигателем. В 1908 был построен первый дизельный двигатель малых размеров,
Изобретатель «чуда» узнал и обратную сторону ошеломительного успеха. Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Он не был хорошим бизнесменом.
Финансовый кризис привёл к его полному банкротству.
В 1913 Дизель предпринимает последнюю попытку наладить дела.
Он отправляется из Антверпена в Англию на почтово-пассажирском судне «Дрезден».
29 сентября 1913 в проливе Ла - Манш Рудольф Дизель исчез.
По сей день неизвестно: покончил ли он жизнь самоубийством или его убили.
После того как пароход «Дрезден» отчалил от причала и взял курс на Англию, изобретатель поднялся на верхнюю палубу. Там он завязал разговор с двумя мужчинами вполне респектабельного вида. Их впоследствии допросила полиция. Господа объяснили, что разговор в основном шёл о политике. Все чувствовали, что грядёт большая война, поэтому беседа и вертелась вокруг международных отношений. Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут утра.
В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом вся информация о последнем дне жизни изобретателя заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.
Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать? Он вынул из кармана связку ключей и открыл каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. В каюте никто не ночевал. О пропаже пассажира стюард доложил капитану, и на судне объявили тревогу. Вскоре кто-то из членов команды нашёл на палубе шляпу и плащ. Стюард сказал, что эти вещи очень похожи на те, которые были на Рудольфе Дизеле. Опросили всех, кто нёс ночную вахту, но люди ничего не видели и не слышали. Дальнейшее расследование было передано в руки английской полиции.
Следователи попытались воссоздать картину ночи. Опросили всех пассажиров и членов экипажа. Особое внимание уделили двух господам, беседовавшим и ужинавшим с изобретателем. Тщательно допросили стюарда. Но всё не дало никаких результатов. Была выдвинута версия, что немецкий инженер, находясь в каюте, почувствовал себя плохо. Он надел шляпу, накинул плащ и вышел на палубу. Там он опёрся о перила, но видимо ему стало ещё хуже. Человек потерял равновесие и, перевалившись через ограждение, упал в море. Однако капитан судна указал на палубное ограждение и сказал, что его высота составляет почти полтора метра. При потере сознания или равновесия человек просто не в состоянии перевалиться через такую высоту. Он в любом случае остался бы лежать на палубе. Была выдвинута и версия о самоубийстве. Но все, кто видел в тот трагический день Дизеля, заявили, что настроение у него было чрезвычайно благодушное. Человек с оптимизмом смотрел в будущее и был полон самых радужных надежд. К тому же он не оставил предсмертной записки, да ещё перед уходом на палубу почему-то вытащил из чемодана пижаму. Всё это как-то не стыковалось с желанием уйти из жизни. Таким образом, следствие забуксовало и не смогло предложить ни одной дельной версии. Через 10 дней после трагедии в Северном море недалеко от Норвегии экипажем рыбацкого судна «Коерцен» было обнаружено тело утопленника. Его подняли на борт, но оно было сильно разложившееся. Поэтому, согласно морской традиции, тело вернули в море. На борту оставили лишь те предметы, которые находились в одежде трупа. Это кошелёк, удостоверение личности, карманный нож, чехол для очков. Тринадцатого октября эти вещи показали сыну изобретателя Югену. Он заявил, что они принадлежали его отцу. А буквально через неделю Марта, жена Югена, вскрыла пакет, который передал ей Дизель перед отплытием в Англию. Он сказал, что пакет нужно будет вскрыть через неделю. Но Марта промедлила и вскрыла его только в конце октября. В пакете оказалось 200 тыс. немецких марок. Зачем изобретатель отдал жене сына эти деньги? Может он чувствовал, что его жизнь в опасности или планировал своё самоубийство, или решил исчезнуть, чтобы его больше не видели и не слышали? Конкретного ответа нет.
На сегодняшний день достоверно известно следующее: Рудольф Дизель исчез с парохода «Дрезден». Причина его исчезновения не выяснена. Тело не найдено, есть лишь свидетельские показания рыбаков.
Не все, кто покупая автомобиль или просто так спрашивая: «У тебя «дизель» или «бензин»?» знают происхождение слова «дизель». Большинство подразумевают под этим просто «солярку» и не знают судьбы великого немца - Дизеля.
Сам он то точно, никогда и не думал и не подозревал о том, что его имя так часто будет звучать в простом обиходе землян.
0 Comments
3 Shares
29 likes
- Like7
added March 17 at 22:44
Герои Земли.
14 марта 1928 в Гэри, Индиана, США, родился Фрэнк Борман (англ. Frank Borman) — астронавт НАСА.
На сегодня - один из 24 человек Земли, долетевших до Луны.
Старейший из ныне живущих людей, побывавших в космосе.
В декабре 1968 люди на борту «Аполлона-8» Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс летели туда, где не был ни один человек. Предстояло впервые в истории отправиться на орбиту Луны, провести там почти сутки и вернуться обратно. (Луна от Земли находится на расстоянии немногим менее 400 тыс. Км).
Ученые готовившие этот полет в первую очередь беспокоились о реактивном двигателе. Двигатель, играющий настолько важную роль в полете к Луне, не имел права на отказ. Он должен был запуститься по крайней мере дважды.
Первый раз — для торможения корабля, чтобы тот стал спутником Луны и астронавты могли совершать витки на окололунной орбите.
Второй раз — чтобы придать скорость для ухода с лунной орбиты и вернуться на Землю.
И все же, что могло произойти, если бы двигатель отказал?
В первом случае - экипаж сможет выжить: корабль облетев Луну вернется на Землю. Скорость корабля летевшего к Луне была точно определена для такого развития событий.
Если же двигатель не сработал бы во второй раз… Экипаж остался бы на окололунной орбите. Астронавты вместе с кораблем кружили бы вокруг Луны. Смерть в этом случае будет мучительной и трагической, потому жизненные ресурсы ограничены (в первую очередь запас кислорода), их они, запечатанные внутри металлического саркофага, никогда бы не смогли вернутся домой.
Такой отказ двигателя – навсегда для человечества испортил бы образ Луны.
Глядя ну Луну с Земли все бы знали о трех погибших, которые там, кружат вокруг нее. Поэтому миссия была очень рискованной.
Когда Борман Фрэнк пришел домой и сказал жене и своим сыновьям о том, что летит к Луне, жена решила поговорить с директором летных операций. Все семьи, живущие вокруг Космического центра в Хьюстоне, тесно между собой общались.
— Крис, только давай без обиняков, — начала она. — Скажи честно: как, по-твоему, много ли у них шансов вернуться живыми из полета?
Вопрос был прямее некуда и требовал такого же прямого ответа. Директор изучающе посмотрел в лицо Сьюзен, не сводившей с него пристального взгляда.
— Ладно, — четко сказал он. — Как насчет 50 на 50?
Сьюзен кивнула. Примерно так она и предполагала.
…До Луны экипаж долетел за три дня.
На четвертом окололунном витке астронавт Андерс сделал сначала черно-белую всемирно известную фотографию (фото).
Он вспоминал: «Мы были на высоте примерно 100 километров над Луной, я фотографировал для геологов обратную сторону Луны, а на видимой искал точку для возможной посадки будущих лунных миссий. Глядя на Луну, не так уж сложно и заскучать, она похожа на грязный пляжный песок.
И вдруг, мы неожиданно увидели это… Во время разворота, глядя вперёд, я увидел в окне нечто — сначала только краем глаза. …Боже мой! Взгляните на это! Земля восходит! Земля взошла над лунным горизонтом…
Был канун Рождества 1968. Вскоре нам предстояло выполнить другое задание — провести трансляцию из космоса на Землю, для аудитории примерно в миллиард человек.»
Они увидели явление, никогда ранее не наблюдавшееся человечеством.
Были первыми, кто своими глазами увидел, как на фоне мертвого и кажущегося бездонным черного космоса поднимается наша, полная жизни и красок планета, потрясающе контрастируя с безжизненной поверхностью Луны.
Совершив 10 оборотов вокруг Луны «Аполлон 8» отправился обратно к Земле, приводнился в Тихом океане. Вскоре весь мир увидел фотографию, получившую название «Восход Земли». Впоследствии она приобрела статус иконы. «Восход Земли над Луной» входит в список ста самых значимых фотографий сделанных людьми. Фото на все времена, никак не меньше (на одном из фото - ракурс в котором была снята наша планета, Антарктика на 10 часов).
Как же невероятно красива наша планета! Как она неимоверно хрупка в бездонной темноте, беззащитна перед страшными силами Космоса: что угодно может уничтожить ее из вне – эту микроскопическую пылинку. Единственное пристанище для всех нас.
Но…
Наше сокровище – Землю могут уничтожить не только страшные внешние силы. Могут уничтожить с самой Земли люди. Сами – себя - атомным оружием.
Посмотрите еще раз на Землю – красавицу.
Каким надо быть моральным уродом или психически больным человеком, чтобы быть готовым уничтожить это чудо во Вселенной, готовым уничтожить всех людей, наш общий дом только потому, что что то не по ему? Что что то его – не устраивает… Под вопли о патриотизме. Да и вообще… Гордится тем, что есть возможность уничтожить мир… Представляете? Не накормить, не вылечить, не сделать жизнь людей лучше – а уничтожить. И гордится этим…
Страшно. Есть те, кто в истерике, брызжа слюной у рта, кричат и угрожают всему миру. В угоду амбициям дорвавшихся до власти людей, людей обладающих потенциальной и реальной возможностью уничтожить планету.
И беда в том, что абсолютное большинство тех, кто не хочет войны – не могут остановить абсолютное меньшинство пропагандистов войны…
Андерс: «Это единственный дом, который у нас есть, а мы стреляем друг в друга, грозим ядерной войной, и носим пояса смертников…».
Фото сделано в 2018, слева направо: Билл Андерс, Джим Ловелл и Фрэнк Борман.
Об отношениях между странами.
В 1969 Фрэнк Борман побывал в СССР (фотографии). В те времена шла «космическая гонка» между Штатами и Союзом.
За решением особо «не замечать» визиты американских коллег, тех, что первыми достигли Луны а потом и первыми ступили на ее поверхность стояла партия (был такой функционер Суслов). Бережно оберегался советский народ от «тлетворного влияния запада».
Но.
Какими бы ни были «напряженными» тогда отношения между двумя странами, как бы ни пытались в СССР принизить и замолчать достижения США в космосе – все равно - оставались партнерские взаимодействия. Оставались – человеческие взаимодействия. Между политиками. Между американскими астронавтами и советскими космонавтами…
Во время визита, Фрэнк Борман, например, подарил музею Звёздного городка часы, бывшие с ним в том эпохальном полёте к Луне.
Телевидение и пресса СССР если и высказывалась тогда в сторону США – это было все же, в рамках приличий. Советские люди помнят советское телевидение. Телевидение СССР. Оно, при всех недостатках было – человеческим. Добрым.
Такого как сейчас (просматривая телевизионные каналы некоторых постсоветских государств) – истерически - параноидального неприятия, такой ненависти, таких оскорблений, такого хамства и такого низкого уровня – никогда не было.
P.S.
Жена Френка Бормана умерла в 2021. Сыновья - Фредерик Пирс Борман (Frederick Pierce Borman, род. 1951) и Эдвин Слоан Борман (Edwin Sloan Borman, род. 1953).
А Фрэнк Борман – сегодня – жив, 95 лет!
14 марта 1928 в Гэри, Индиана, США, родился Фрэнк Борман (англ. Frank Borman) — астронавт НАСА.
На сегодня - один из 24 человек Земли, долетевших до Луны.
Старейший из ныне живущих людей, побывавших в космосе.
В декабре 1968 люди на борту «Аполлона-8» Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс летели туда, где не был ни один человек. Предстояло впервые в истории отправиться на орбиту Луны, провести там почти сутки и вернуться обратно. (Луна от Земли находится на расстоянии немногим менее 400 тыс. Км).
Ученые готовившие этот полет в первую очередь беспокоились о реактивном двигателе. Двигатель, играющий настолько важную роль в полете к Луне, не имел права на отказ. Он должен был запуститься по крайней мере дважды.
Первый раз — для торможения корабля, чтобы тот стал спутником Луны и астронавты могли совершать витки на окололунной орбите.
Второй раз — чтобы придать скорость для ухода с лунной орбиты и вернуться на Землю.
И все же, что могло произойти, если бы двигатель отказал?
В первом случае - экипаж сможет выжить: корабль облетев Луну вернется на Землю. Скорость корабля летевшего к Луне была точно определена для такого развития событий.
Если же двигатель не сработал бы во второй раз… Экипаж остался бы на окололунной орбите. Астронавты вместе с кораблем кружили бы вокруг Луны. Смерть в этом случае будет мучительной и трагической, потому жизненные ресурсы ограничены (в первую очередь запас кислорода), их они, запечатанные внутри металлического саркофага, никогда бы не смогли вернутся домой.
Такой отказ двигателя – навсегда для человечества испортил бы образ Луны.
Глядя ну Луну с Земли все бы знали о трех погибших, которые там, кружат вокруг нее. Поэтому миссия была очень рискованной.
Когда Борман Фрэнк пришел домой и сказал жене и своим сыновьям о том, что летит к Луне, жена решила поговорить с директором летных операций. Все семьи, живущие вокруг Космического центра в Хьюстоне, тесно между собой общались.
— Крис, только давай без обиняков, — начала она. — Скажи честно: как, по-твоему, много ли у них шансов вернуться живыми из полета?
Вопрос был прямее некуда и требовал такого же прямого ответа. Директор изучающе посмотрел в лицо Сьюзен, не сводившей с него пристального взгляда.
— Ладно, — четко сказал он. — Как насчет 50 на 50?
Сьюзен кивнула. Примерно так она и предполагала.
…До Луны экипаж долетел за три дня.
На четвертом окололунном витке астронавт Андерс сделал сначала черно-белую всемирно известную фотографию (фото).
Он вспоминал: «Мы были на высоте примерно 100 километров над Луной, я фотографировал для геологов обратную сторону Луны, а на видимой искал точку для возможной посадки будущих лунных миссий. Глядя на Луну, не так уж сложно и заскучать, она похожа на грязный пляжный песок.
И вдруг, мы неожиданно увидели это… Во время разворота, глядя вперёд, я увидел в окне нечто — сначала только краем глаза. …Боже мой! Взгляните на это! Земля восходит! Земля взошла над лунным горизонтом…
Был канун Рождества 1968. Вскоре нам предстояло выполнить другое задание — провести трансляцию из космоса на Землю, для аудитории примерно в миллиард человек.»
Они увидели явление, никогда ранее не наблюдавшееся человечеством.
Были первыми, кто своими глазами увидел, как на фоне мертвого и кажущегося бездонным черного космоса поднимается наша, полная жизни и красок планета, потрясающе контрастируя с безжизненной поверхностью Луны.
Совершив 10 оборотов вокруг Луны «Аполлон 8» отправился обратно к Земле, приводнился в Тихом океане. Вскоре весь мир увидел фотографию, получившую название «Восход Земли». Впоследствии она приобрела статус иконы. «Восход Земли над Луной» входит в список ста самых значимых фотографий сделанных людьми. Фото на все времена, никак не меньше (на одном из фото - ракурс в котором была снята наша планета, Антарктика на 10 часов).
Как же невероятно красива наша планета! Как она неимоверно хрупка в бездонной темноте, беззащитна перед страшными силами Космоса: что угодно может уничтожить ее из вне – эту микроскопическую пылинку. Единственное пристанище для всех нас.
Но…
Наше сокровище – Землю могут уничтожить не только страшные внешние силы. Могут уничтожить с самой Земли люди. Сами – себя - атомным оружием.
Посмотрите еще раз на Землю – красавицу.
Каким надо быть моральным уродом или психически больным человеком, чтобы быть готовым уничтожить это чудо во Вселенной, готовым уничтожить всех людей, наш общий дом только потому, что что то не по ему? Что что то его – не устраивает… Под вопли о патриотизме. Да и вообще… Гордится тем, что есть возможность уничтожить мир… Представляете? Не накормить, не вылечить, не сделать жизнь людей лучше – а уничтожить. И гордится этим…
Страшно. Есть те, кто в истерике, брызжа слюной у рта, кричат и угрожают всему миру. В угоду амбициям дорвавшихся до власти людей, людей обладающих потенциальной и реальной возможностью уничтожить планету.
И беда в том, что абсолютное большинство тех, кто не хочет войны – не могут остановить абсолютное меньшинство пропагандистов войны…
Андерс: «Это единственный дом, который у нас есть, а мы стреляем друг в друга, грозим ядерной войной, и носим пояса смертников…».
Фото сделано в 2018, слева направо: Билл Андерс, Джим Ловелл и Фрэнк Борман.
Об отношениях между странами.
В 1969 Фрэнк Борман побывал в СССР (фотографии). В те времена шла «космическая гонка» между Штатами и Союзом.
За решением особо «не замечать» визиты американских коллег, тех, что первыми достигли Луны а потом и первыми ступили на ее поверхность стояла партия (был такой функционер Суслов). Бережно оберегался советский народ от «тлетворного влияния запада».
Но.
Какими бы ни были «напряженными» тогда отношения между двумя странами, как бы ни пытались в СССР принизить и замолчать достижения США в космосе – все равно - оставались партнерские взаимодействия. Оставались – человеческие взаимодействия. Между политиками. Между американскими астронавтами и советскими космонавтами…
Во время визита, Фрэнк Борман, например, подарил музею Звёздного городка часы, бывшие с ним в том эпохальном полёте к Луне.
Телевидение и пресса СССР если и высказывалась тогда в сторону США – это было все же, в рамках приличий. Советские люди помнят советское телевидение. Телевидение СССР. Оно, при всех недостатках было – человеческим. Добрым.
Такого как сейчас (просматривая телевизионные каналы некоторых постсоветских государств) – истерически - параноидального неприятия, такой ненависти, таких оскорблений, такого хамства и такого низкого уровня – никогда не было.
P.S.
Жена Френка Бормана умерла в 2021. Сыновья - Фредерик Пирс Борман (Frederick Pierce Borman, род. 1951) и Эдвин Слоан Борман (Edwin Sloan Borman, род. 1953).
А Фрэнк Борман – сегодня – жив, 95 лет!
0 Comments
2 Shares
15 likes
- Like1
added March 15 at 22:27
14/15 марта 1522 в Ливе, Мазовецкое княжество (сейчас к востоку от Варшавы, северо-западнее Седлице, Польша) безвременно умерла Анна Николаевна Радзивилл (польск. Anna Radziwiłłówna, бел. Радзівіл Ганна), (1476-1522) — регент Мазовецкого княжества (Мазовия - центр и северо-восток совр. Польши, герб княжества – дракон - орел).
Регент, регентша — правитель, кто правит страной, при при малолетстве наследника - например малолетнем государе, болезни (безумие или другая болезнь), а также смерти монарха, не оставившего детей мужского пола, но оставившего беременную жену. Регентство учреждается из одного (регент (ша)) или нескольких (коллегиально) лиц - регентский совет.
Представительница литовского княжеского и магнатского рода Радзивиллов герба «Трубы» (изображения).
Родилась в 1476 в Вильно, ВКЛ (последние изображения - герб и флаг ВКЛ).
Была дочерью воеводы виленского и великого канцлера литовского Николая Радзивилла «Старшего» (1440—1509) от первого брака с Софией Ивановной Манивид. В семье были братья - Николай, Ян Бородатый, Ежи и Альберт.
Анна вышла замуж за мазовецкого князя Конрада III Рыжего.
Родила в браке двух дочерей и двух сыновей. Конрад Рыжий начал требовать от Ягеллонов признания его прав на черское (сейчас Черск – село в Польше в Мазовецком воеводстве, не путать с городом Черск в Польше) и варшавское княжества.
В 1503 внезапно умер Конрада III Руды и Анна Радзивилл стала регентом Мазовецкого княжества при своих малолетних сыновьях Станиславе и Януше.
Выступала против присоединения Мазовецкого княжества к Польскому королевству. Искала покровительства и защиты у великого князя литовского и короля польского Александра Ягеллончика (1492—1506), обратилась к нему через своего отца Николая Радзивилла: «mediante domino palatino Vilnensi». Получила от короля согласие на то, чтобы земли находились под её властью.
Несмотря на, потом, формальную передачу управления своим сыновьям - сохраняла реальную власть до смерти.
Известен факт, что 28 декабря 1514 Анна предоставила городу Острув-Мазовецки право на проведение четырёх ярмарок в год, и еженедельный рынок.
Была похоронена в костёле Святой Анны в Варшаве (46 лет).
В Острув-Мазовецка открыт памятник княгине.
Дети Анны Радзивилл и Конрада Рыжего:
София Мазовецкая (1498 — 1543), жена палатина венгерского Стефана Батория (ум. 1530), а после его смерти вторично вышла замуж за хорватского магната Людвига Пекри.
Станислав Мазовецкий (1500—1524), князь варшавский, черский и мазовецкий (1503—1524)
Януш III Мазовецкий (1502—1526), князь варшавский, черский и мазовецкий (1503—1526).
Регент, регентша — правитель, кто правит страной, при при малолетстве наследника - например малолетнем государе, болезни (безумие или другая болезнь), а также смерти монарха, не оставившего детей мужского пола, но оставившего беременную жену. Регентство учреждается из одного (регент (ша)) или нескольких (коллегиально) лиц - регентский совет.
Представительница литовского княжеского и магнатского рода Радзивиллов герба «Трубы» (изображения).
Родилась в 1476 в Вильно, ВКЛ (последние изображения - герб и флаг ВКЛ).
Была дочерью воеводы виленского и великого канцлера литовского Николая Радзивилла «Старшего» (1440—1509) от первого брака с Софией Ивановной Манивид. В семье были братья - Николай, Ян Бородатый, Ежи и Альберт.
Анна вышла замуж за мазовецкого князя Конрада III Рыжего.
Родила в браке двух дочерей и двух сыновей. Конрад Рыжий начал требовать от Ягеллонов признания его прав на черское (сейчас Черск – село в Польше в Мазовецком воеводстве, не путать с городом Черск в Польше) и варшавское княжества.
В 1503 внезапно умер Конрада III Руды и Анна Радзивилл стала регентом Мазовецкого княжества при своих малолетних сыновьях Станиславе и Януше.
Выступала против присоединения Мазовецкого княжества к Польскому королевству. Искала покровительства и защиты у великого князя литовского и короля польского Александра Ягеллончика (1492—1506), обратилась к нему через своего отца Николая Радзивилла: «mediante domino palatino Vilnensi». Получила от короля согласие на то, чтобы земли находились под её властью.
Несмотря на, потом, формальную передачу управления своим сыновьям - сохраняла реальную власть до смерти.
Известен факт, что 28 декабря 1514 Анна предоставила городу Острув-Мазовецки право на проведение четырёх ярмарок в год, и еженедельный рынок.
Была похоронена в костёле Святой Анны в Варшаве (46 лет).
В Острув-Мазовецка открыт памятник княгине.
Дети Анны Радзивилл и Конрада Рыжего:
София Мазовецкая (1498 — 1543), жена палатина венгерского Стефана Батория (ум. 1530), а после его смерти вторично вышла замуж за хорватского магната Людвига Пекри.
Станислав Мазовецкий (1500—1524), князь варшавский, черский и мазовецкий (1503—1524)
Януш III Мазовецкий (1502—1526), князь варшавский, черский и мазовецкий (1503—1526).
0 Comments
4 Shares
14 likes
- Like7
added March 14 at 23:30
Сапеги
Дата и место рождения не уточнены (Вильно? Кодень? Ружаны? в 1637? 1638? или в 1642?).
13 марта 1720 в Гродно (на фото совр. Гродно) умер Сапега Казимир Ян (польск. Kazimierz Jan Sapieha), (1638? - 1720) - государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (изображения гербы и флаги ВКЛ и Речи Посполитой). Гетман Великий Литовский. Князь рода Сапег ружанских, герба "Лис" (изображение). Старший сын гетмана великого литовского и воеводы виленского Павла Яна Сапеги.
Не путать с Яном Казимиром Сапегой (1672-1730) — его племянником.
Учился в университетах Граца и Лёвена.
Занимал посты:
чашник великий литовский (1656—1661),
подстолий великий литовский (1661—1663),
подскарбий надворный литовский (1661—1670),
воевода полоцкий (ок. 1670—1681),
гетман польный литовский (1681—1682),
староста жемайтский (возможно, с 1681/82)
воевода виленский (в 1682—1703 и 1705—1720)
староста брестский,
гетман великий литовский (в 1682—1703 и 1705—1708).
Был маршалком Трибунала Великого княжества Литовского в 1686, 1689 и в 1708.
Был лидером оппозиции к Пацам. Был в оппозицию к Яну Собесскому. Власть в ВКЛ при нем во многом контролировалась родом Сапег.
Был в конфликте с епископом виленским Константином Казимиром Бжостовским, который отлучил его от церкви.
Участвовал в многочисленных походах против турок.
Вся жизнь и деятельность Казимира-Павла-Яна Сапеги отражает глубокий идеологический, культурный и политический кризис в ВКЛ и Речи Посполитой в конце 17 - начале 18 столетия.
Он многократно менял свое отношение к разным политическим группировкам.
В битве при Олькениках потерпел поражение от литовского шляхетского ополчения под командованием Михаила Вишневецкого, в 1703 лишен всех должностей.
В 1708 передал булаву гетмана великого литовского и командование литовской армией своему племяннику Яну Казимиру Сапеге.
Автор книг: "Enucleatio nullitatis excommunicationis ratione praetensae devastationis ecclesiarum bonorumque dioecesis Vilnensis publicatae a. d. 1695", "Manifest Bogu i swiatu do powszechnej wiadomosci podany" (1699).
Был женат трижды:
1 жена: Кристина Барбара Глебович (1647—1695), младшая дочь Юрия Глебовича; от неё дети - Сапеги:
Ежи Станислав (1668—1732), стольник литовский, воевода трокский, воевода мстиславский
Михаил Франтишек (1670—1700), конюший литовский, генерал артиллерии литовской, староста ошмянский, князь Священной Римской империи.
Александр Павел (1672—1734), чашник литовский, маршалок надворный литовский, маршалок великий литовский
Катажина Схоластика (1674—1720) жена Стефана Миколая Браницкого и мать Яна Клеменса Браницкого.
2 жена: Тереза Корвин Гонсевская (ум. 1708), дочь польного гетмана литовского Винцента Гонсевского и Магдалены Конопацкой, вдова Юзефа Слушки.
3 жена: графиня Антония Сибилла Вальдштейн-Арнау (1674—1738), вдова Анджея Гелгуда.
После смерти был похоронен в Берёзе-Картузской (сейчас Береза, Брестская область, остались руины, совр. фото) в родовом склепе картезианского монастыря (изображение Картезианского монастыря на рисунке Н. Орды).
Судьбы монастырей на землях Беларуси.
На бел мове.
Кляштар — каталіцкі манастыр.
Кляштары належалі да манаскіх ордэнаў. Многія ўзніклі пасля хрышчэння Літвы ў 1387.
Найбольш старажытныя кляштары:
францісканаў у Пінску (1396) і Ашмянах (1505)
аўгустынаў у Быстрыцы (цяпер Астравецкі раён), Берасьці і Горадні (заснаваны Вітаўтам)
бэрнардынаў у Вільні (1471), Горадні і Полацку (1498).
Большасьць кляштараў заснаваная ў пэрыяд Контрарэфармацыі, іх фундатарамі былі каралі Рэчы Паспалітай і вялікія князі літоўскія, магнаты (Сапегі, Глебовічы, Радзівілы, Пацы і інш.), шляхта.
Напрыканцы XVIII ст. на беларускіх землях (акрамя Вільні) дзейнічалі кляштары ды рэзыдэнцыі:
аўгустынаў — 4,
баніфратаў — 4,
бернардынаў — 27,
дамініканаў — 50,
капуцынаў — 2,
кармелітаў — 22,
картэзіянаў — 1 (Бяроза – Картузкая)
марыянаў — 1,
місіянэраў — 4,
рохітаў — 1,
трынітарыяў — 6,
францісканаў — 23,
цыстэрыян — 3.
Таксама існавалі жаночыя кляштары:
бенедыкцынак — 5,
бернардынак — 4,
брыгітак — 2,
цыстэрцыянак — 1.
Асаблівае становішча займалі езуіцкія ды піярскія калегіумы, якія вырашалі адукацыйныя задачы. Пры калегіумах працавалі шпіталі.
Класічны тып кляштару выпрацаваны ордэнам бенедыктынаў.
Гэта быў замкнёны будаўляны асяродак ў межах кляштарных муроў. Цэнтрам быў касцёл. Каля яго быў двор, сад, з захаду — кель’і. Насупраць касцёла сталовая (рэфэкторыюм). Таксама на тэрыторыі размяшчаліся шпіталь, школа, гаспадарчыя пабудовы. Бенедыктынскі тып кляштару стаў прыкладам для большасці каталіцкіх ордэнаў.
Пераважная большасьць кляштараў была зачынена расійскімі уладамі пасля паўстанняў 1830—1831 і 1863—1864 па абвінавачанню ў нелаяльнасці.
Апошнія кляштары дзейнічалі у 1880—1890-я. Жылыя будынкі пачалі прыстасоўваць пад казармы, лякарні, касцёлы ператвараліся ў парафіяльныя або іх перараблялі ў праваслаўныя храмы. З прыходам да ўлады камуністаў пачалося знішченне усіх рэлігійных устаноў у тым ліку і праваслаўных.
З канца 80 -х 20 стагоддзя пачалося адраджненне рэлігійнага жыцця…
Дата и место рождения не уточнены (Вильно? Кодень? Ружаны? в 1637? 1638? или в 1642?).
13 марта 1720 в Гродно (на фото совр. Гродно) умер Сапега Казимир Ян (польск. Kazimierz Jan Sapieha), (1638? - 1720) - государственный и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (изображения гербы и флаги ВКЛ и Речи Посполитой). Гетман Великий Литовский. Князь рода Сапег ружанских, герба "Лис" (изображение). Старший сын гетмана великого литовского и воеводы виленского Павла Яна Сапеги.
Не путать с Яном Казимиром Сапегой (1672-1730) — его племянником.
Учился в университетах Граца и Лёвена.
Занимал посты:
чашник великий литовский (1656—1661),
подстолий великий литовский (1661—1663),
подскарбий надворный литовский (1661—1670),
воевода полоцкий (ок. 1670—1681),
гетман польный литовский (1681—1682),
староста жемайтский (возможно, с 1681/82)
воевода виленский (в 1682—1703 и 1705—1720)
староста брестский,
гетман великий литовский (в 1682—1703 и 1705—1708).
Был маршалком Трибунала Великого княжества Литовского в 1686, 1689 и в 1708.
Был лидером оппозиции к Пацам. Был в оппозицию к Яну Собесскому. Власть в ВКЛ при нем во многом контролировалась родом Сапег.
Был в конфликте с епископом виленским Константином Казимиром Бжостовским, который отлучил его от церкви.
Участвовал в многочисленных походах против турок.
Вся жизнь и деятельность Казимира-Павла-Яна Сапеги отражает глубокий идеологический, культурный и политический кризис в ВКЛ и Речи Посполитой в конце 17 - начале 18 столетия.
Он многократно менял свое отношение к разным политическим группировкам.
В битве при Олькениках потерпел поражение от литовского шляхетского ополчения под командованием Михаила Вишневецкого, в 1703 лишен всех должностей.
В 1708 передал булаву гетмана великого литовского и командование литовской армией своему племяннику Яну Казимиру Сапеге.
Автор книг: "Enucleatio nullitatis excommunicationis ratione praetensae devastationis ecclesiarum bonorumque dioecesis Vilnensis publicatae a. d. 1695", "Manifest Bogu i swiatu do powszechnej wiadomosci podany" (1699).
Был женат трижды:
1 жена: Кристина Барбара Глебович (1647—1695), младшая дочь Юрия Глебовича; от неё дети - Сапеги:
Ежи Станислав (1668—1732), стольник литовский, воевода трокский, воевода мстиславский
Михаил Франтишек (1670—1700), конюший литовский, генерал артиллерии литовской, староста ошмянский, князь Священной Римской империи.
Александр Павел (1672—1734), чашник литовский, маршалок надворный литовский, маршалок великий литовский
Катажина Схоластика (1674—1720) жена Стефана Миколая Браницкого и мать Яна Клеменса Браницкого.
2 жена: Тереза Корвин Гонсевская (ум. 1708), дочь польного гетмана литовского Винцента Гонсевского и Магдалены Конопацкой, вдова Юзефа Слушки.
3 жена: графиня Антония Сибилла Вальдштейн-Арнау (1674—1738), вдова Анджея Гелгуда.
После смерти был похоронен в Берёзе-Картузской (сейчас Береза, Брестская область, остались руины, совр. фото) в родовом склепе картезианского монастыря (изображение Картезианского монастыря на рисунке Н. Орды).
Судьбы монастырей на землях Беларуси.
На бел мове.
Кляштар — каталіцкі манастыр.
Кляштары належалі да манаскіх ордэнаў. Многія ўзніклі пасля хрышчэння Літвы ў 1387.
Найбольш старажытныя кляштары:
францісканаў у Пінску (1396) і Ашмянах (1505)
аўгустынаў у Быстрыцы (цяпер Астравецкі раён), Берасьці і Горадні (заснаваны Вітаўтам)
бэрнардынаў у Вільні (1471), Горадні і Полацку (1498).
Большасьць кляштараў заснаваная ў пэрыяд Контрарэфармацыі, іх фундатарамі былі каралі Рэчы Паспалітай і вялікія князі літоўскія, магнаты (Сапегі, Глебовічы, Радзівілы, Пацы і інш.), шляхта.
Напрыканцы XVIII ст. на беларускіх землях (акрамя Вільні) дзейнічалі кляштары ды рэзыдэнцыі:
аўгустынаў — 4,
баніфратаў — 4,
бернардынаў — 27,
дамініканаў — 50,
капуцынаў — 2,
кармелітаў — 22,
картэзіянаў — 1 (Бяроза – Картузкая)
марыянаў — 1,
місіянэраў — 4,
рохітаў — 1,
трынітарыяў — 6,
францісканаў — 23,
цыстэрыян — 3.
Таксама існавалі жаночыя кляштары:
бенедыкцынак — 5,
бернардынак — 4,
брыгітак — 2,
цыстэрцыянак — 1.
Асаблівае становішча займалі езуіцкія ды піярскія калегіумы, якія вырашалі адукацыйныя задачы. Пры калегіумах працавалі шпіталі.
Класічны тып кляштару выпрацаваны ордэнам бенедыктынаў.
Гэта быў замкнёны будаўляны асяродак ў межах кляштарных муроў. Цэнтрам быў касцёл. Каля яго быў двор, сад, з захаду — кель’і. Насупраць касцёла сталовая (рэфэкторыюм). Таксама на тэрыторыі размяшчаліся шпіталь, школа, гаспадарчыя пабудовы. Бенедыктынскі тып кляштару стаў прыкладам для большасці каталіцкіх ордэнаў.
Пераважная большасьць кляштараў была зачынена расійскімі уладамі пасля паўстанняў 1830—1831 і 1863—1864 па абвінавачанню ў нелаяльнасці.
Апошнія кляштары дзейнічалі у 1880—1890-я. Жылыя будынкі пачалі прыстасоўваць пад казармы, лякарні, касцёлы ператвараліся ў парафіяльныя або іх перараблялі ў праваслаўныя храмы. З прыходам да ўлады камуністаў пачалося знішченне усіх рэлігійных устаноў у тым ліку і праваслаўных.
З канца 80 -х 20 стагоддзя пачалося адраджненне рэлігійнага жыцця…
0 Comments
3 Shares
26 likes
- Like1
added March 13 at 21:49
- Like4
loading...
Show more