Рудольф Дызель, нем. Rudolf Diesel) – немецкий инженер. Изобретатель дизельного двигателя.
Полное имя этого человека Рудольф Кристиан Карл Дизель (1858-1913) – 55 лет.
Его отец Теодор – потомственный переплётчик заведовал кожгалантерейной лавкой в Париже. Когда началась франко-прусская война, местных немцев начали притеснять и семья Дизелей перебралась в Лондон. Отец посылает 12-летнего Рудольфа к дяде и тёте в баварский Аугсбург. Рудольф оканчивает училище и поступает в Королевскую высшую политехническую школу Баварии в Мюнхене, начинает работать на на Аугсбургском машиностроительном заводе (с 1904 - M.A.N.)
Именно этому человеку пришла мысль поджигать горючий материал в цилиндре высокой температурой сжатого воздуха а не от свечей.
Сделал он «дизельный движок» с третьей попытки.
"Первый двигатель не работает, второй работает несовершенно, третий будет хорош!" - говорил Дизель своему коллеге. Одним из протеже, верящим в счастливую звезду Дизеля и проявлявшего максимум терпения к нему, стал Генрих фон Буц – владелец аугсбургского машиностроительного завода MAN.
В первом двигателе топливом была угольная пыль. Дизель чуть не погиб после взрыва двигателя. Во второй раз Дизель решил вместо угольного топлива применить обычный керосин. Изобретатель понял, что многое зависит не от конструкции созданного мотора, а от способа подачи топлива. Ключевым моментом стала подача топлива под давленим.
Двигатель Дизеля был 4-тактным, имел громадные размеры, одна только высота составляла 3 метра, вес 4,5 тонны. Диаметр цилиндра в 25 сантиметров позволял развивать мощность 18 лошадей, а из-за большого хода поршня (40 см) мотор успевал делать всего 172 оборота в минуту. Тем не менее первая модель дизельного двигателя и принцип работы используется по сей день (фото). Дизельный двигатель в Германии вначале был не популярен.
В 1903 впервые был спущен на воду корабль с дизельным двигателем. В 1908 был построен первый дизельный двигатель малых размеров,
Изобретатель «чуда» узнал и обратную сторону ошеломительного успеха. Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Он не был хорошим бизнесменом.
Финансовый кризис привёл к его полному банкротству.
В 1913 Дизель предпринимает последнюю попытку наладить дела.
Он отправляется из Антверпена в Англию на почтово-пассажирском судне «Дрезден».
29 сентября 1913 в проливе Ла - Манш Рудольф Дизель исчез.
По сей день неизвестно: покончил ли он жизнь самоубийством или его убили.
После того как пароход «Дрезден» отчалил от причала и взял курс на Англию, изобретатель поднялся на верхнюю палубу. Там он завязал разговор с двумя мужчинами вполне респектабельного вида. Их впоследствии допросила полиция. Господа объяснили, что разговор в основном шёл о политике. Все чувствовали, что грядёт большая война, поэтому беседа и вертелась вокруг международных отношений. Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут утра.
В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом вся информация о последнем дне жизни изобретателя заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.
Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать? Он вынул из кармана связку ключей и открыл каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. В каюте никто не ночевал. О пропаже пассажира стюард доложил капитану, и на судне объявили тревогу. Вскоре кто-то из членов команды нашёл на палубе шляпу и плащ. Стюард сказал, что эти вещи очень похожи на те, которые были на Рудольфе Дизеле. Опросили всех, кто нёс ночную вахту, но люди ничего не видели и не слышали. Дальнейшее расследование было передано в руки английской полиции.
Следователи попытались воссоздать картину ночи. Опросили всех пассажиров и членов экипажа. Особое внимание уделили двух господам, беседовавшим и ужинавшим с изобретателем. Тщательно допросили стюарда. Но всё не дало никаких результатов. Была выдвинута версия, что немецкий инженер, находясь в каюте, почувствовал себя плохо. Он надел шляпу, накинул плащ и вышел на палубу. Там он опёрся о перила, но видимо ему стало ещё хуже. Человек потерял равновесие и, перевалившись через ограждение, упал в море. Однако капитан судна указал на палубное ограждение и сказал, что его высота составляет почти полтора метра. При потере сознания или равновесия человек просто не в состоянии перевалиться через такую высоту. Он в любом случае остался бы лежать на палубе. Была выдвинута и версия о самоубийстве. Но все, кто видел в тот трагический день Дизеля, заявили, что настроение у него было чрезвычайно благодушное. Человек с оптимизмом смотрел в будущее и был полон самых радужных надежд. К тому же он не оставил предсмертной записки, да ещё перед уходом на палубу почему-то вытащил из чемодана пижаму. Всё это как-то не стыковалось с желанием уйти из жизни. Таким образом, следствие забуксовало и не смогло предложить ни одной дельной версии. Через 10 дней после трагедии в Северном море недалеко от Норвегии экипажем рыбацкого судна «Коерцен» было обнаружено тело утопленника. Его подняли на борт, но оно было сильно разложившееся. Поэтому, согласно морской традиции, тело вернули в море. На борту оставили лишь те предметы, которые находились в одежде трупа. Это кошелёк, удостоверение личности, карманный нож, чехол для очков. Тринадцатого октября эти вещи показали сыну изобретателя Югену. Он заявил, что они принадлежали его отцу. А буквально через неделю Марта, жена Югена, вскрыла пакет, который передал ей Дизель перед отплытием в Англию. Он сказал, что пакет нужно будет вскрыть через неделю. Но Марта промедлила и вскрыла его только в конце октября. В пакете оказалось 200 тыс. немецких марок. Зачем изобретатель отдал жене сына эти деньги? Может он чувствовал, что его жизнь в опасности или планировал своё самоубийство, или решил исчезнуть, чтобы его больше не видели и не слышали? Конкретного ответа нет.
На сегодняшний день достоверно известно следующее: Рудольф Дизель исчез с парохода «Дрезден». Причина его исчезновения не выяснена. Тело не найдено, есть лишь свидетельские показания рыбаков.
Не все, кто покупая автомобиль или просто так спрашивая: «У тебя «дизель» или «бензин»?» знают происхождение слова «дизель». Большинство подразумевают под этим просто «солярку» и не знают судьбы великого немца - Дизеля.
Сам он то точно, никогда и не думал и не подозревал о том, что его имя так часто будет звучать в простом обиходе землян.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев