«Прославившие фамилию цирковые артисты Владимир и Анатолий Дуровы родились в 1863 и 1864 в семье полицейского пристава в Москве. Мать братьев умерла, когда старшему сыну исполнилось 6 лет. Отец с горя запил и тоже вскоре скончался. Попечение над сиротами принял крестный отец, богатый московский адвокат. Он определил ребят в кадетский корпус.
Однако братьев понесло в другую сторону. Они стали брать уроки у шталмейстера цирка. Они повесили в сарае трапецию и проводили тренировки по акробатике. Братья несколько раз сбегали из дома и устраивались в балаган.
Наконец, крестный устроил Владимира в педагогический пансион. Он его окончил и даже поработал учителем. Но цирковая арена настойчиво звала, а к этому зову добавлялось соперничество с младшим братом, которое продлится на всю жизнь.
Они сразу начали выступать по отдельности. Анатолий клоуном. Шутки его были остросатирическими, с риском навлечь запрет на выступления. Баран у него «играл» полицейского пристава, свинья – представителя или защитника власти. Анатолий поначалу явно превосходил брата в известности и в гонорарах. Но Владимир пообещал брату заткнуть его за пояс.
Владимир, узнав из университетских лекций Павлова об условных рефлексах, построил свою методику дрессировки на поощрении лакомством. Он напрочь отказался от болевого воздействия.
Начав дрессуру со свиней, он скоро превзошел брата по популярности. Хрюшки кружились в вальсе, прыгали с парашютом из под купола цирка, пеликан читал книгу, морские львы барабанили и трубили в рожок, а слон вытирал тряпкой окна. Владимир добивался успеха даже с теми животными, которые считались необучаемыми, например с муравьедом. Так начинала складываться признанная впоследствии во всем мире система Дурова. Иногда она давал сбой. Журавли, заметив прореху в куполе, рванули на юг, а слон вырвался на улицу и чуть не раздавил униформистов, потом добрался до вокзала и улегся на рельсы, остановив поезда.
Цирковым шедевром стала знаменитая железная дорога с обезьянами – машинистами, бульдогом – начальником станции, енотом – кассиром, медведем – носильщиком и разнообразными пассажирами – собаками, барсуками, поросятами.
Очень полюбилась публике шимпанзе Люлю, считавшая, как заправский бухгалтер, на сетах и писавшая результаты в гроссбух.
В 1908 Владимир Дуров купил особняк на Старой Божедомке. Он перестроил его, добавил к конюшне теплый зверинец и бассейн. «Театр зверей» открылся в 1912. Помимо арены, здесь находилась лаборатория зоопсихологии, музей с чучелами умерших животных, проводились конференции, издавался научный журнал.
В 1919 новая власть национализировала особняк и разрешила Дурову проживать в нем и работать в качестве директора. В лаборатории зоопсихологии велись опыты со зверушками, в том числе связанные с гипнозом и телепатией. Вместе с Дуровым опыты ставили научные светила: Бехтерев, Леонтович, Чижевский.
К началу 1930-х годов телепатические опыты были свернуты. Перестали показывать и «футуристические» спектакли под лозунгом «Зайцы всех стран соединяйтесь!» Косой долго листал книгу с заглавием «Капитал», потом созывал собратьев, и они вместе ее штудировали. Потом появлялся картонный дворец, охраняемый кроликами с ружьями. Зайцы вытаскивали из-за кулис пушку, стреляли по стражникам и поднимали над дворцом красный флаг. Зрители-дети были в восторге.
После смерти Владимира Дурова в 1934 цирковую династию продолжали дети обоих братьев.
(в сокращении)
Опубликовано в журнале «Свой»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев