Особенности объекта, в котором были найдены золотая монета и лабрис,
свидетельствуют о том, что мы имеем дело с жертвенником. Достаточно богатое приношение золотой монеты, превращенной в подвеску, и лабриса, несомненно,связано с магическими действиями при совершении обряда жертвоприношения.
О сакральном характере подвески-апотропея, изготовленной из золотого статера Асандра, свидетельствует нацарапанное на нем магическое граффито в виде пентаграммы и буква Λ. Отверстия в золотой монете также свидетельствуют о том,что она представляет собой амулет-апотропей, носимый владельцем на бечевке или пришитый к одежде.
Лабрисы в качестве вотивов применялись в Северном Причерноморье: так,
например, в Ольвии изготавливалось множество свинцовых лабрисов, использовавшихся для вотивных приношений как в общественные, так и в домашние святилища.
Магия составляла часть народной религии, а магические действия были
направлены на защиту человека от воздействия враждебных внешних сил — болезни, стихии, агрессии. Наиболее распространенным видом магии являлась апотропеическая. На Боспоре она представлена, в частности, апотропеическими знаками и надписями на столовой посуде, но чаще на золотых и серебряных пластинках. Среди них имеются и рисуночные знаки, которые принято связывать с меньшей грамотностью провинциального населения. На керамических изделиях нередко встречаются рисуночные граффити с изображениями как пентаграммы, так и лабриса.
Пентаграмма широко распространена в античном мире как оберегающий от
всякого зла знак. Она часто встречается среди граффити на керамике, особенно амулетах, от Ближнего Востока до Иберии, в том числе и в Греции. В греческом мире пентаграмма имеет важное значение, близко подходящее к греческому числовому мистицизму, и связанной с ним античной магией. Так, в пифагорейской философии пентаграмма символизирует женское, земное и мужское, небесное начала, что определяет её роль как символа союза небес и земли, мистической гармонии, а также микрокосма. Будучи сакральным символом телесно-духовной гармонии, пентаграмма также служит знаком здоровья и исцеления и связана, в частности, с Гигиейей. Наконец, пентаграмма связана также с культами Аполлона, Исиды, Афины, Немесиды и Афродиты и даже Коры-Персефоны.
Поскольку рядом с золотой монетой-подвеской обнаружен лабрис, связанный
с культом Зевса-громовержца, можно предположить, что амулет-филактерий с
пентаграммой и лабрис были посвящены за исцеление Аполлону и Зевсу (воз-
можно, последнему вместе со связанным с ним Деметрой и их дочерью Корой-Персефоной). Культ аграрных божеств Деметры и Персефоны занимал почетное место на Боспоре, что отражают эпиграфические памятники и обильные археологические свидетельства. В Горгиппии встречаются и граффити М, могущие означать посвящения Великой богини или Матери. Отсюда буква М (если это только не Λ или А) на монете-подвеске может быть связана с культом Великой богини или же с личным именем.
Амулет-апотропей с пентаграммой и лабрис, по-видимому, символизируют
идеи исцеления, дарованного Аполлоном или Зевсом, а также, возможно,
плодородия, умирания и воскрешения, лежавшие в основе культов
Деметры-Коры, Афродиты, Великой богини-Матери.
10-й год правления Асандра, отмеченный на статере, предполагает датировку жертвоприношения временем от начала 30-х гг. до н.э. и позднее, а пентаграмма как солярный символом здоровья может указывать как на покровительство Аполлона и Зевса, так и на владычество Афродиты Урании над небесным сводом. Необходимо заметить и то, что для Северного Причерноморья (и Боспора) в эллинистическую эпоху характерен синкретизм культов Тюхэ, Деметры, Коры и Великой матери.
Нет комментариев