К концу августа 1942 года словацкие пилоты, обученные полетам на Bf.109, попали на фронт.
13-я словацкая эскадрилья была передана в состав истребительной эскадры JG52 и получила кодовое наименование 13.(slow)/JG52.
В середине декабря немцы предоставили словакам истребители Bf.109 F-4, на которых словацкие летчики впервые достигли настоящих успехов.
К началу марта 1943 года подразделение 13.(slow.)/JG52 прошло дальнейшую модернизацию и получило самолеты Bf.109 G-2, а немного позднее — и Bf .09 G-4.
Наиболее результативным асом-истребителем стал Ян Режняк.
На замену 1-й группе летчиков в июне 1943 года на аэродром Анапы было передислоцирована 2-я группа 13-й эскадрильи.
Пилоты этого подразделения также одержали множество побед, но под давлением советских войск, отбрасывающих немецкие войска все далее на запад, боевой дух летчиков стал угасать.
Многие пилоты не желали более сражаться на стороне немцев. Кульминацией напряженности стал случай дезертирства трех словацких пилотов, которые перешли на сторону СССР, перелетев на советскую территорию вместе со своими самолетами.
После этого случая подразделение было передислоцировано обратно в Словакию. В сумме подразделение 13.(slow.)/JG52 совершило более 2600 боевых вылетов над Кубанью и Крымом и записало на свой счет 215 уничтоженных советских самолетов.
Асами-истребителями стали семнадцать пилотов, все из них проходили службу в подразделении в 1942-1943 годах.
Однажды случилась забавная ситуация — поднятая по тревоге пара Bf.109 по ошибке сбила немецкий тяжелый истребитель Bf.110 G2, после того как он, тоже по ошибке, открыл огонь по словакам.
Вначале эскадрильей командовал майор О, Дюмбала. а в июле 1943 г. после ротации личного состава ее возглавил стотник Я. Паленичек.
Боевой счет в составе люфтваффе словаки открыли 28 ноября 1942 г., когда надпоручик В. Кришко и чатник Я. Янкович сбили три И-153 в одном бою. Всего менее чем за год боевых действий отряд выполнил более 2000 боевых вылетов и 215 воздушных побед. Из них чуть меньше половины на счету всего трех летчиков. Первое место занимает ставник Ян Режняк, который явно оправдал свою многозначительную фамилию (в переводе со словацкого, режняк – мясник), добившиеся 32 достоверных и 3 предположительных побед. Причем по далеко еще неполным данным, 21 из них подтверждена советскими документами (см. таблицу].
Летчик отличался исключительным везением. Достаточно сказать, что в январе-марте 1943 г. его трижды сбивали, кроме того, в этот период он дважды разбивал свои «мессеры» (3 февраля – на взлете. 15 февраля – при посадке), но во всех случаях не получил даже царапины, Первый раз Ражняка «приземлили» в январе в районе станицы Смоленская. В воздушном бою он одержал свою первую победу, но, как это часто бывает, увлекшись атакой, не заметил ЛаГГ-3 «на хвосте», который поджег его Bf 109E-4 [W/NH 2787). Словацкий летчик спасся на парашюте. Ровно через месяц, 17 февраля, советские истребители сбили над северной частью Азовского моря аса № 1 JG.52 кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями л-та Хайнца Шмидта. «Безлошадный" на тот момент Режняк полетел его спасать на связном биплане Аr 66, и сам был сбит. Судьба оказалась благосклонной к обоим. Режняка подобрал из воды немецкий катер, а Шмидт после пятидневных! блужданий по дрейфующим льдам сумел добраться до берега в районе Мариуполя. 25 марта Режняк на новом Bf 109G-2 (W/NH 13743] был подбит над Таманью во время атаки советского Пе-2 и разбил свой горящий «густав» при вынужденной посадке. В июле во время ротации личного состава словацкий ас возвратился на родину. Немцы высоко оценили рвение своего союзника, и кроме Железных крестов 1 и 2 класса, наградили еще и Рыцарским крестом.
Таких же наград, как и Режняк, был удостоен Исидор Коварик, на счету которого значилось 28 подтвержденных и 1 предположительная победы. Третье место занял надпоручик Ян Гертховер (словак немецкого происхождения – 27 достоверных и 5 предположительных побед. Необходимо отметить, что все словацкие летчики обладали значительным опытом и летным стажем (многим перевалило за тридцать лет). Сбить их Было совсем не просто, но в целом потери словацкого яг-дштаффеля с несчастливым номером 13 оказались довольно большими. Тому же Коварику пришлось воспользоваться парашютом, когда 14 марта (согласно немецким документам) его Bf 109G-2 (W/NR 10473) нашел конец в квадрате 06666. Другим летчикам повезло значительно меньше. 2 января над Туапсе в бою с МиГ-3 был сбит Bf 109E-2(W/NR 6479] ротника Я. Дрлички. Летчик погиб. В упоминавшемся выше бою 17 января над Смоленской погиб в обломках своего истребителя Я, Винчур. а чатник Я. Янко-аич смог выпрыгнуть с парашютом из Bf 1Q9G-2 (W/NR 14830) после того, как таранил И-16.
Список воздушных побед словацкого аса № 1 Яна Режняка
По данным советских источников
Дата Район боя сбитого самолета Авиачасть Звание и фамилия пилота
1. 17.01.43 ст. Смоленская;И53 И-153 975 ИДП г-н Филатов
2. 28.01.43 ст. Аэтырскэя И-16 И-16 116ИАП с-чт Эмичентов
3. 11.02.13 ст. Крымская И-16 И-16 975ИАП не установлено
4. 10.03.43 ст. Ахтырская И-16 И-16 Э75ИАП мл. л-т Щербин
5. 11.03.43 ст. Абинская И-153 И-15Э 611ИАП с-нтСипов
6. 11.03.43 ст. Еривэнская И-16 И-16 975ИАП не установлено
7. 13.03.43 ст. Петровская МиГ-1 ЛаГГ-3 975ИДП ст-на Антонев
8. 14.03.43 ст. Красноармейская ДБ-Зф Ил-4 132 БАД
9. 27,03.43 ст. Петpoвeцкая ЛаГГ-3
10. 29.03.4Э ст. Славянская ДБ-Зф
11. 29.03.43 ст. Петровская И-1Ё И-16 975ИАП л-т Аннсимов
12. 29,03.43 ст. Петривская И-16 И-16 975ИАП С-нт Васипьеа
13, 31.03.43 Ст. Петровская ПаГГ-3
14. 10,04.43 ст. Аиинекая ЛаГГ-3 Як-1 6 ГИАП(ЧФ) л-т Цыганов
15, 15,04.43 г. Геленджик ЛаГГ-3 ЛаГГ-3 267 ИАП не установлено
16. 20.04.43 ст. Славянская ЛаГГ-3 ЛаГГ-Э 269 ИАП не установлено
17, 20,04.43 ст. Славянская ЛеГГ-Э ЛаГГ-3 367 ИАП не установлено
18, 21,04.43 ст. Ахтырскав ЛаГТ-3 ЛаГГ-3 267 ИАП не установлено
19. 25,04,43 г. Геленджик ЛаГГ-3
20. 27.04.43 ст. Холмскав ЛаГГ-3
21. 27.04.43 ст. Холмская ЛаГГ-3
22. 3D.04.43 ст. Крымская ЛаГГ-3
23. 03.05.43 ст, Крымская ЛаГГ-3
24. 03.05.43 ст. Крымская ЛаГГ-3
25, 03,05,43 СТ.Крымская И-16 И-16 975ИАП не установлено
26. 04.05.43 г. Геленджик МиГ-1
27. 08.05.43 ст, Крымская МиГ-3 ЛаГТ-3 92В ИАП л-т Беляков
23. 26.05,43 ет, Троицкая Пе-2 Пе-2ФТ 366ОРАП
29. 26.05.43 ст.Троицкая МнГ-1 ЛаГТ-3 230 ШАД мл. л -т Давыдов
30. 29.05.43 ст. Троицкая МиГ-1 ЛаГГ-3 25 ИАП(ЧФ] не установлено
31. 20.06,43 ОТ.АоинСкая Як-1 Як-7Б 25 ИАЩЧФ) с-нт Мазмыкин
32. 30.06,43 ст. Славянская ЛвГГ-3
Но от судьбы не уйдешь – 29 марта этот летчик не вернулся из воздушного боя в роковом для словаков районе 06666. 1 февраля был сбит а районе Кропоткина и погиб Я. Шаейчик. Надо сказать, что после Сталинградской битвы и без того небольшое рвение немецких союзников резко пошло на убыль. Соответственно уменьшились и потери: до сентября погиб только чатник Я. Штау-дер. Его Bf 109G-2 (W/NR 14814, "желтая 3") сбили 21 марта над станицей Стасиевская. 26 сентября Р. Божик разбил свой Bf 109G-4 [W/NR 14761) при взлете с аэродрома Тамань. В тот же день К. Гелетко был сбит над Керченским проливом на Bf 109G-4 (W/NR 14982). И, наконец, последняя потеря – 19 октября Bf 109G-4 (W/NR 19243) Сбит все в том же квадрате 06666.
Словацкая эскадрилья редела не только в боях и летных происшествиях. 9 сентября два чатник Л. Доброводски и ротник А. Матушек закончили для себя войну. Выполняя патрульный полет над Кубанью, они посадили свои "Густавы" (W/NR 19259, «желтая 13» nW/NR 19347, "желтая 9" на советский аэродром в станице Ново малороссийская. Пикантность ситуации заключалась в том, что неделей ранее китель Матушека украсил новенький Железный крест 1 класса. Через два дня их почин поддержал еще один словацкий летчик. 12сентября ротник Ш. Мартиш и чатник А. Герич вылетели для сопровождения немецкого разведчика FW 189. но на свой аэродром вернулся только Мартиш, который доложил, что его напарника сбили советские «Спитфайры». В действительности Герич на Bf 109G-4 (W/NR 14938, -желтая 2») благополучно приземлился в Малороссийской, Кроме того, он умудрился привезти в самолете радиомеханика отряда чатника В. Ткачика.
Естественно, что немцы утратили всякое доверие к таким союзникам, и 27 октября эскадрилья вернулась в Словакию. В общей сложности за год боевой деятельности на Кубани в 13 (Slovak)/JG.52 погибли семь летчиков, и еще трое дезертировали. Материальные потери по боевым и не боевым причинам составили 34 «Мессершмитта» и один Аг 66.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев