ИВАН ФЁДОРОВИЧ КРУЗЕНШТЕРН.
Николай Карамзин писал ему: "Радуюсь, что Вы принадлежите России!" Иван Крузенштерн посвятил свою жизнь российскому флоту. Он руководил первой кругосветной экспедицией русских моряков, заявив, что они — лучшие. Положил начало отечественным торговым и научным плаваниям. Превратил Морской кадетский корпус в одно из сильнейших учебных заведений страны.
Иван Фёдорович Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года в семье остзейских дворян с немецко-шведскими корнями и был наречён Адамом Иоганном.
По происхождению и по имени он не был русским.
Мало того, в юные годы о морской карьере он и не помышлял. "О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был.
В 12 лет мальчика отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле (Таллине), там он обучался три года, после чего родители решили отправить Адама в Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь изменилась.
"При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца — Иоганна Фридриха.
Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами.
Например, Фабиан-Готлиб-Беньямин стал Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, Герман Людвиг стал Ермолаем Ермолаевичем Левенштерном...
Крузенштерн учился старательно, значительную часть свободного времени проводил в библиотеке или обсерватории.
В силу политической ситуации его пребывание в стенах кадетского корпуса ограничилось тремя годами вместо положенных шести.
В 1788 году шведский король Густав III объявил войну России, уже воюющей с Турцией. Российские корабли были переведены из Балтики на Чёрное море, этим и решил воспользоваться Густав, чтобы вернуть Швеции её бывшие прибалтийские территории, а попутно захватить Санкт-Петербург.
Чтобы дать ему отпор, Россия ввела на вооружение старые корабли и досрочно выпустила из Морского кадетского корпуса всех, кто успел прослужить гардемарином хотя бы год.
Так Крузенштерн оказался на борту линейного корабля "Мстислав" в звании "за мичмана" — до просто "мичмана" он ещё не дорос.
В июле 1788 года семнадцатилетний офицер принял участие в Гогландском морском сражении, успешно обеспечивая максимальную скорострельность орудий корабля — один залп в три минуты. Благодаря этому бою в январе он стал полноправным мичманом.
По "Морскому регламенту" Петра I офицер был обязан прослужить в этой должности не менее семи лет, прежде чем рассчитывать на повышение.
Но военное время диктовало свои условия. В течение следующих двух лет Крузенштерн принял участие ещё в трёх боях: в Эландском, Ревельском и Выборгском, после чего получил звание лейтенанта. Ему было двадцать.
В 1793 году российское правительство решило отправить 16 лучших морских офицеров на стажировку в Англию. Среди них был и Иван Крузенштерн.
Он провёл в командировке шесть лет, принимал участие в боевых действиях, побывал в Канаде и Америке, в Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Индии, ходил в Атлантическом и Индийском океанах.
Но самое главное – смог выявить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с восточными государствами.
В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию "в интересах развития торговли и обогащения страны".
Свой проект он назвал "Начертания" и отправил его президенту коммерц-коллегии Петру Соймонову.
Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки.
Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь.
Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе.
Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.
Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности.
Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.
Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».
Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.
Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга 7 августа 1803 года, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.
Все задачи кругосветной экспедиции были выполнены. Участников встретили с почётом.
Крузенштерн приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений.
В 1811 году Крузенштерн назначается на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий, которые был совершены О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, экспедициями Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).
В 1818 году Крузенштерн ушёл в бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением географических записок.
В 1827 году Иван Фёдорович был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета.
Под его руководством кадетский корпус поднялся на новый качественный уровень. А накануне смерти прославленный адмирал стал одним из создателей Императорского Русского географического общества, основанного в 1845 году.
Сегодня память о великом мореплавателе сохраняют пролив между островами Курильской гряды и большой парусный барк «Крузенштерн», являющийся учебным парусным судном и постоянно совершающий трансатлантические и кругосветные экспедиции.
В 1963 году известный бард Александр Городницкий во время плавания на этом паруснике сочинил песню «Паруса “Крузенштерна”», ставшую гимном барка: «Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой всегда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5