Мои отец и мать были родом с Вятской губернии (ныне Кировская область). Когда мама была в положении, они с папой решили пожить на юге и уехали в Дагестан. Поселились в самом городе Махачкала. Так и вышло, что я родилась в том далёком горном краю. Но вскоре после моего рождения родители покинули эту республику. Плыли долго на пароходе сначала по Волге, а затем по Каме и Вятке.
В Вятском крае жил мамин брат Владимир. Но мои родители отправились в Удмуртию, в город Глазов. Там жили в деревне Большие Сюрны родители мамы. Папа и мама устроились на работу в городе Глазове. Когда началась война, мне было уже десять с половиной лет. Всю войну мы прожили в Глазове. Отец с первых дней мобилизации ушёл на фронт. Хорошо помню, как мы провожали папу на вокзале. Он был образованный человек, бухгалтер. Работал начальником Сберкассы. Сначала был на фронте рядовым, а может, и сержантом, но к концу войны воевал уже в звании капитана.
Мама трудилась на разных работах. Была библиотечным работником, заведующей клубом, а во время войны занимала должность инспектора по трудоустройству и расселению эвакуированного населения. С утра и до ночи встречала железнодорожные составы, расселяла людей. Часто, бывало, плакала, потому что ей было очень жаль всех эвакуированных. Особенно она переживала за детей, которым достались серьезные трудности.
После окончания войны к нам в Глазов приехал Николай Георгиевич Варзегов, муж маминой сестры. Он уже демобилизовался, устроился на работу в городе Белгород-Днестровский Одесской области (Украина) заведующим городской базой, получил дом-особняк на две семьи. В одной половине дома жила семья Варзеговых, а в другой поселились мы, Салангины. Этот город нам очень понравился. Дорожки мощёные, улочки с шикарной зеленью, рядом море, много фруктов, солнца. У Варзеговых был сын Валерий, мой двоюродный брат, с которым мы были очень дружны по жизни. Позже, когда Валера женился, они с женой Тамарой уехали в Ригу, но жизнь там не заладилась. Русских в прибалтийских республиках в то время особо не жаловали. Из Риги семья перебралась в Саратов. В августе 2024 года в возрасте 84-х лет, к сожалению, не стало брата Валеры...
Мой папа, Сергей Дмитриевич Салангин, прошёл всю войну, встретил Победу, но ещё продолжал служить. Последнее письмо от него мы получили в августе 1945 года из Киева. Думали, что скоро он уже отслужит, и мы будем жить все вместе, как до войны. Но случилась трагедия. Отец был начальником эшелона, который перевозил военные грузы в Румынию. Их эшелон подорвали нацисты на территории этой страны в августе 1945 года. Нам принесли похоронку, что «Сергей Дмитриевич Салангин погиб при крушении поезда». То, что он захоронен на территории Румынии, я узнала совсем недавно. К сожалению, на его могиле побывать так и не удалось.
– Эльвина Сергеевна, как Вы всё хорошо рассказываете, как всё отлично помните. Интересно Вас слушать. Как же сложилась Ваша послевоенная жизнь?
– В Белгород-Днестровском я училась в двух школах: в общеобразовательной и музыкальной. В музыкальной школе по классу баяна и пианино. Я очень любила музыку с детства. Родители мои были музыкальными людьми: играли на гитаре, балалайке, пели очень хорошо. Директор музыкальной школы пророчил мне большое будущее, настоятельно уговаривал поступать в Киевскую консерваторию. Но музыка для меня была как хобби, я видела себя в жизни в другом основном качестве. У меня была лучшая подруга, Валя Лебедева, которая была старше меня на год. Она поступила после школы в Горьковский университет имени Лобачевского, вслед за ней туда поступила и я. Я была студенткой биофака с 1949 по 1954 годы. Первое время жили на квартире у Валиной тёти. Потом дали общежитие. Порой бывало голодновато. Нас в комнате жили шесть девушек, и всем родители или родственники присылали посылки. У одной подружки мама работала кулинаром-кондитером и прислала целую коробку разного печенья. Мне с юга Украины присылали фрукты, сухофрукты, орехи. Другим девушкам, которые были родом из деревни, родители старались привезти мясо, овощи, молоко. У нас была скромная стипендия, но мы на эти деньги ещё умудрялись приобретать билеты в различные театры, на выставки. Нам хотелось всего этого, понимаете? На остальную сумму тоже скромно, но весело жили. Молодость есть молодость. На каток бегали, на лыжах катались. У меня есть даже разряд по художественной гимнастике. Окончила университет с красным дипломом. Вообще, нас готовили для дальнейшей научной работы. Я писала дипломную работу на тему: «Как увеличить урожайность семян клевера». В те годы животноводство было одной из важных отраслей народного хозяйства страны. Нужно было определить, на каком уровне и в какие сроки надо сделать подкос молодого клевера, чтобы он лучше кустился и поэтому давал больше цветущих головок. Интересно и то, что мои знания и рационализаторское предложение применяли на практике в колхозах и совхозах.
Комментарии 3