Терракотовая модель портрета Брунеллески, обнаруженная спустя 700 лет Ранее неизвестный терракотовый портрет великого архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески был приобретен Оперой Санта-Мария-дель-Фьоре, рабочей комиссией Дуомо Флоренции, где был похоронен Брунеллески. Это один из четырех известных портретов архитектора (включая его гипсовую посмертную маску), датированный 1447 годом, и один из старейших сохранившихся терракотовых портретов. Портрет создал Андреа ди Лаццаро ​​Кавальканти (Буджиано), ученик Брунеллески, ставшего его приемным сыном. Недавно он был найден в историческом доме во Флоренции и идентифицирован историками искусства Джанкарло Джентилини и Альфредо Белланди как модель мраморного бюста, который Буджано было поручено создать для Оперы Санта-Мария-дель-Фьоре после смерти Филиппо Брунеллески. Готовый мраморный бюст находится в тондо на стене в правом нефе Дуомо, это дань уважения человеку, который построил беспрецедентный купол собора из кирпича… Готовый мраморный бюст находится в тондо на стене в правом нефе Дуомо, это дань уважения человеку, который построил беспрецедентный купол собора из кирпича и каменной кладки, совершив при этом революцию в архитектуре. Буджиано был рядом со своим отцом, когда он умер 15 апреля 1446 года. Считается, что в тот день он сделал гипсовую посмертную маску своего отца. На изготовление и выполнение погребального рельефа ушло больше времени. Сначала Гильдии шерсти пришлось установить, что последним местом упокоения тела Брунеллески действительно будет Санта-Мария-дель-Фьоре. Решение приняли 30 декабря, более чем через восемь месяцев после смерти архитектора. 18 февраля 1447 года Опера Санта-Мария-дель-Фьоре заказала настенный памятник с реалистичным портретом и мемориальным эпиграфом. Кавальканти получил мрамор для погребального памятника 27 февраля и сразу же приступил к работе над созданием модели реалистичного бюста. Модель была закончена к концу марта. Готовый мраморный портрет был завершен в мае. Терракотовая модель, которую он использовал, предположительно какое-то время хранилась в его мастерской, но мы точно не знаем, где она находилась и что делала в течение 700 лет до своего повторного открытия. Судя по износу, он сохранялся как отдельная скульптура до тех пор, пока связь с погребальным памятником не была забыта. «Терракотовая голова с чертами лица Филиппо Брунеллески была вылеплена Андреа Кавальканти (Иль Буджано), приемным сыном и наследником Филиппо», - сказал Антонио Натали, член совета Оперы Санта-Мария-дель-Фьоре. «Известно, что Опера Санта-Мария-дель-Фьоре дала им обоим замечательные заказы: Брунеллески это само собой разумеется. Тем не менее, Буджиано будут помнить за его замечательные гуманистические умывальники в ризницах собора, а на данный момент особенно за памятник Брунеллески в соборе, теперь, когда терракотовая голова, модель для нее, была найдена. Благодаря этим помещениям каждый поймет, почему приобретение Оперы Санта-Мария-дель-Фьоре было фактически неизбежным». «Мы считаем, что это действительно исключительная возможность, невообразимая привилегия — иметь возможность представить ранее неизвестный яркий портрет Филиппо Брунеллески, созданный по образцу его приемного сына Андреа Кавальканти, вскоре после его смерти», — заявили Джанкарло Джентилини и Альфредо. Белланди. Как показывают многие формальные и технические аспекты, представленную здесь работу следует рассматривать как модель, подготовленную Буджиано для выполнения мраморного портрета. Это «живой» портрет, если учесть, что Брунеллески был заведомо «маленьким ростом и чертами лица» (Вазари 1568), а размеры лица (возможно, слегка уменьшенные из-за обычного «усадки» глины) в значительной степени сопоставимы. тем, кто найден в гипсовой посмертной маске и мраморном чучеле. Но по сравнению с слепком лица изображение, теперь лишенное схваток трупного окоченения, имеет более гармоничные пропорции. Лицо можно было почти вписать в сферу». Работу необходимо реставрировать, и хотя (кроме единственного разрыва на подбородке, где старая, неуклюжая штукатурка делает ее больше), на ней повсюду царапины, меловая вуаль и следы нанесения краски (один с, казалось бы, естественными тонами и как минимум двумя коричневыми, возможно, для имитации бронзы, после реставрации подбородка).
    1 комментарий
    11 классов
    « Нехорошее слово» в новгородской грамоте. Бытует мнение, что во всем виноваты татары. Они не только отбросили нас от «цивилизованного мира» на 300 лет, но и научили наших предков ругаться матом. До вторжения в XIII веке мы были чисты как агнцы: пили безалкогольный мед, водили хороводы вокруг березок и культурно выражались. Пришли злые кочевники и первым делом научили нас ругаться. Как говорится, не мы такие, жизнь такая! Однако, в берестяной грамоте № 955, встречается нехорошее слово, обозначающее женский половой орган. Речь идет о предстоящем браке Марены и Сновида. «Ѿ милоушѣ къмарьнѣ коси вѣликее пъехати бъ еи за сновида Рѣкла ти Маренко такъ милоушѧ пеи пизда въдаи :в҃: гривеи сѣкле не вецѣрашенеи» Перевод звучит так, без мата: « От Милуши к Марене. Большой Косе — пойти бы ей замуж за Сновида. Маренка! Пусть же напьется (набухнет) рождающее лоно. Говорит тебе Милуша: дай две гривны вчерашние» Стоит сказать, что нецензурные слова встречаются и в других документах. А уж известное слово на букву «б», которое сейчас заменяет все части речи от предлога до местоимения, упоминается в «Правде Ярослава». Например: «Аще мужь от жены блядеть, мужь тои митрополиту въ винѣ, а князь казнить». Так что, руки прочь от русского мата, это всё наше, родное и выстраданное. И это уже без шуток и сарказма. М.Фомичев.
    12 комментариев
    30 классов
    Современник о "веселой" жизни русских первопроходцев в Сибири Проиграв и пропив все свое имущество, казак в первое время после присоединения [Камчатки] брал ружье, копье и отправлялся воевать на свой собственный риск и страх. Явившись в острог [туземцев], он договаривался с 50 или 60 обитателями, что он удалится, если те дадут ему то, что он потребовал. Тем не менее даже в том случае, если сговор и скоро состоялся, казак все же сгонял целую толпу «иезирров», по здешнему выражению, то есть мальчиков и девочек, в [ русский] острог и немедленно отправлялся с ними в кабак, чтобы там проиграть их. Нуждаясь в соболях или деньгах, некоторые казаки, захватив с собою кандалы или цепи из Приказа, направлялись с ними в какой-нибудь острог [туземцев]. По прибытии туда они только позванивали цепями над дымовою дырою той или иной юрты, и немедленно все обитатели этих юрт вылезали наружу для осмотра и выкупа. Если же кто-нибудь из туземцев возмущался поведением казаков и оказывал им сопротивление, то насильники подвергали его таким побоям, что и прочие ительмены, вне себя от злобы и ярости, скопом набрасывались на казаков и убивали их. Такой поступок считался изменой, и весь казачий состав [ русского] острога нападал тогда на туземцев, губив многих из них; оставшееся имущество делили между собою. У каждого казака было по меньшей мере 15–20 рабов, а у некоторых даже от 50 до 60. Этих рабов они проигрывали в кабаке в карты, и случалось, что рабыня в течение одного вечера переходила к трем или четырем хозяевам, причем каждый, кто выигрывал, ее насиловал. Таких рабынь казаки выменивали также на собак. Несчастные рабы должны были исполнять всякую работу, и ни один казак решительно не ударял пальцем о палец, а только играл в карты, пьянствовал, объезжал от поры до времени свой округ для сбора долгов или шел на войну. Ни приказчик и никто другой не заступался за бедных туземцев, сколько бы они ни жаловались, а в свою очередь вел свою линию. Казацкие жены, происходящие от ительменов, до сих пор все еще считают большою для себя честью быть любимыми многими, и в этом отношении еще недавно положение было отнюдь не лучше, чем когда-то в Содоме или у квакеров. Ни один казак не живет с одною только своею женою, но находится в связи со всякими женщинами, которые, в свою очередь, живут со всяким, кто им попадается... Прежде у каждого казака, помимо жены, было по 10, 20 и 30 девушек-наложниц (иезирры) или рабынь, которыми они пользовались. Если он проигрывал какую-нибудь в карты, новый хозяин немедленно насиловал ее в кабаке; таким образом, у нее, бывало, в один вечер сменялось три-четыре хозяина, и она должна была каждому из них тут же отдаваться. Девушкам это доставляло, по-видимому, удовольствие. Если же хозяин не трогал ее, то она от него убегала или сама себя умерщвляла... Население ближайших острогов казаки облагали постоянной барщиной, и туземцам приходилось в лучшее время года пренебрегать интересами и нуждами своей собственной семьи. Зимою же всякий казак брал у них сколько хотел подвод и людей для своего конвоя... Казаки со всеми своими семьями сидели у этих бедняков в течение зимы на шее и поедали у них все заготовленные ими припасы, совершенно не соблюдая никакой экономии и опираясь исключительно на ложь и обман, грабеж и воровство. Когда какой-либо казак приближается к острогу [туземцев] и собаки лаем возвещают о прибытии чужого человека, на всех ительменов нападает страх; некоторые начинают убирать свои жилища, другие прячут свои лучшие вещи, девушки скрываются, мужчины же выбегают из юрт, чтобы приветствовать казака. И едва последний сойдет с саней, как уже отдает с громкими угрозами приказания, требуя хорошенько накормить его собак и зорко стеречь его сани. Войдя в жилище, он садится на приготовленное для него место, и тогда туземцы снимают с него сапоги и портянки, развешивают, как и его платье, для просушки над очагом, чинят его обувь, чулки и одежду; делают они это безо всякого к тому приглашения и внимательно следят за тем, чтобы не оставалось незачиненной ни одной дырочки, опасаясь в противном случае подвергнуться за это брани и побоям. Затем казак начинает командовать: подай ему то-то и то-то, свари того или другого. Ительмены все это послушно и молча исполняют, не решаясь проронить ни одного слова, разве что казак обратится к ним с каким-либо вопросом. Лучшую свою пищу они отдают казаку, сами же жуют скромно, сидя по своим углам, рыбью икру с ивовой корою. Если казак чувствует себя недостаточно ублаготворенным, он вскакивает с места, начинает ругать ительменов изменниками и мошенниками и хватается за дубинку... Из всего вышеизложенного и на основании указанных притеснений нетрудно понять, отчего и почему тут происходили многочисленные бунты... Со времени присоединения страны из всех казаков, прибывших на Камчатку, не умерла естественной смертью и третья их часть: большинство было перебито, в чем я специально убедился при просмотре церковной книги, в которой находится полный список всех насильственно умерщвленных. Таким образом, в этих пустынных местах Россия из-за указанных беспорядков терпит столь же значительный урон в отношении представителей своей собственной народности, сколь значительна убыль ительменского населения. Георг Вильгельм Стеллер. Описание земли Камчатки (1742-1743 гг.) Георг Вильгельм Стеллер - немецкий врач, путешественник и учёный-естествоиспытатель, работавший в России, минералог, адъюнкт натуральной истории и ботаники Санкт-Петербургской академии наук (с 1737). Известен своим участием во Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга (1737—1742), первый европейский исследователь Камчатки и северо-западной части Америки. Ему принадлежит заслуга определения на месте научного факта достижения экспедицией Беринга берегов континента Северная Америка.
    10 комментариев
    22 класса
    Крестьяне из Киевской губернии Российской империи. 19-й век
    4 комментария
    82 класса
    "Сражение у села Высокое в 1608 году!" В конце XVI — начале XVII веков Россия переживала так называемое Смутное время. Это был трагический период в жизни нашего государства. Голод, кровавые междуусобицы, вражеские нашествия разоряли нашу страну. Смутное время не обошло стороной и наш край Егорьевский. В 1608 г. опустошали русские города и села польские интервенты. Они решили захватить Москву и повели на нее наступление. Земли около столицы уже были захвачены врагами. Город оказался в опасном положении. Москвичам угрожал голод. Свободной оставалась лишь коломенская дорога. По ней шли обозы в столицу с рязанским хлебом и отряды ратных людей. Чтобы быстрее оказаться в Москве, польские паны сделали попытку ее обойти. Кольцо блокады они решили замкнуть у Коломны. С этой целью отряд польских наемников под командованием пана Лисовского двинулся из Владимира на Коломну. Его путь пролегал через,село Высокое. Стояла осень. Местный воевода Пушкин запросил помощь из столицы. Для защиты Коломны царь Василий послал воинов под командованием князя Д. М. Пожарского с небольшим отрядом ратных людей. "Никоновская летопись не сообщает прямо численность сторон. Однако летописное выражение «… Дмитрия Пожарского с ратными людьми» косвенно говорит о небольшом мобильном отряде (никакие лучшие полки не названы). И это в большей степени соответствует истине". Действительно, мобильный отряд до сотни профессиональных воинов в те годы мог вершить вполне грандиозные дела. Нужно понимать еще, что оба отряда - московский под началом князя Д.М. Пожарского и "воровской" под предводительством некого неизвестного полевого командира были "сто процентов" конные. Даже наверняка - "о дву конь". Это позволяло ратным людям быстро передвигаться, мгновенно менять тактический план боестолкновения и при неудачном исходе спешно покидать поле боя. А тем временем отряд пана Лисовского упорно продвигался вперед. Преодолевая топкие болота и густые леса, поляки бесчинствовали, разоряли крестьянские хозяйства, забирали церковные ценности. Награбленное грузили в повозки, запряженные лошадьми, отобранными у крестьян, и все везли с собой. Уставшие после длительной и трудной дороги поляки остановились у села Высокого. Здесь решили отдохнуть. Село небольшое, не более 20 домов. Рядом речка, лес. В селе двор монастырский с постройками. В домах и монастырских постройках разместились паны, а их солдаты мерзли под открытым небом. Недовольные своими начальниками, они роптали. Повозки с награбленным имуществом находились тут же. О приближении врага было известно воеводе Д. Пожарскому. Он не стал ждать неприятеля под защитой крепостных стен города Коломны, а выступил навстречу ему. Коломенцы с крестьянами Высоцкой волости указывали путь. Подошли к селу тихо. В лагере противника горели костры, слышалась громкая речь, пьяные крики. Князь Пожарский . разделил своих ратников на отряды и послал их в разных направлениях с целью окружить врага. Надо было выждать, когда поляки заснут, а затем внезапно напасть на них и разгромить. На утренней заре, когда в лагере противника все спали, по условленному сигналу воины Д. Пожарского, внезапно нападая со всех сторон, нанесли сокрушительный удар отряду Лисовского. Во главе со славным и доблестным полководцем русские ратники разбили врага, не дав ему опомниться после разгульной ночи. Они одержали полную «победу». В этой битве впервые проявилось военное дарование князя Дмитрия Пожарского. Пан Лисовский со своими приближенными пытался вырваться из окружения. После упорной борьбы с небольшим отрядом солдат ему с трудом удалось спастись и бежать обратно во Владимир. Многие польские наемники погибли в сражении у села Высокого, многие сдались в плен. Все награбленные поляками ценности и имущество были отбиты ратью Д. Пожарского. В Москву князь Пожарский вернулся с пленными поляками и богатыми трофеями. В Полном собрании русских летописей сказано: «К царю же Василию писали к Москве с Коломны воеводы Иван Пушкин да Семен Глебов., что от Володимера идут под Коломну многие литовские люди и русские воры. Царь же Василий посла на Коломну воевод своих князя Дмитрия Михайловича Пожарского с ратными людьми. Он же придя на Коломну и посла проведывати про тех литовских людей. Вестовщики, приехав, сказаху, что стоят литовские люди за 30 верст от Коломны в селе Высоцком. Князь Дмитрий же Михайлович с ратными людьми поиде с Коломны навстречу против . литовских людей и прииде на них в ту Высоцкую волость на утренней заре и их побил наголову и языки многие поймал и многую у них казну и запасы поймал. Достальные ж литовские люди побегоша в Володимер». В Егорьевском историко-художественном музее ныне эта битва у села Высокого изображена в макете. Тут же в экспозиции выставлено оружие XVII в. — пушки, бердыши, рогатины, железное боевое копье и топоры. Победа у села Высокого имела большое значение для Москвы, положение которой в те дни было очень тяжелым. Коломна и коломенская дорога оставались за столицей, и по ней шло продовольствие для жителей этого города. Эта битва вошла славной страницей в историю борьбы русского народа с иноземными захватчиками. Победа князя Дмитрия Пожарского у села Высокого на фоне военных поражений и сплошных неудач, какие выпали на долю нашего государства в те годы, «блеснула подобно огоньку в ночной тьме». 1) Боевой холоп князя Д.М. Пожарского. Знаменщик второй Земской рати. 2) Служилый человек "по отечеству" эпохи конца XVI - начала XVII веков. Художники: Красников А., Шерстнев Е.
    7 комментариев
    33 класса
    Древние шахты возрастом 4 тысячи лет обнаружили археологи на востоке Казахстана Результаты раскопок могут отчасти изменить представление о древней истории Казахстана На востоке Казахстана близ села Таврическое ученые обнаружили месторождения олова, выработанные примерно 4 тысячи лет назад. Регион известен уникальными находками сакского периода истории. Но если раньше раскопки в основном проводили в Катон-Карагае и Шиликты, то теперь они сместились ближе к Усть-Каменогорску – в Уланский район. Раскопки в Уланском районе могут отчасти изменить представление о древней истории Казахстана. Речь идет об открытиях, сделанных в историко-археологическом комплексе Ак Баур. Раньше считалось, что в период раннего железного века на территории нашей страны люди вели исключительно кочевой образ жизни, но специалисты обнаружили здесь крупное поселение земледельцев и ремесленников. А найденные экспонаты сегодня можно увидеть в районном краеведческом музее в Бестереке. Знаменитый археолог Зейнолла Самашев намерен продолжить раскопки в Ак Бауре. Но не менее интересна его новая находка – древние шахты, выработанные тысячи лет назад. «Интенсивно изучаем горное дело и металлургию древних народов, которые жили 4 тысячи лет тому назад. Недалеко от села Таврическое сейчас ведем археологические раскопки остатков оловянной шахты и поселения шахтеров того времени», – рассказывает археолог Зейнолла Самашев. В планах – выпустить сводный каталог всех археологических памятников региона. В области создан отряд, задача которого – поиск историко-культурных объектов, чтобы потом их сохранить, реставрировать и превратить в музеи под открытым небом. В Уланском районе уже открыли первый такой музей, где хранятся местные артефакты. Желающих их увидеть становится все больше. «Очень многие к нам приезжают. В основном дети из городских школ. Почти из каждой школы Усть-Каменогорска по классу сюда приехало. В неделю 2-3 автобуса детей», – рассказала заведующий отделом археологии историко-краеведческого музея Сакен Гайса. Ученые не просто изучают найденные артефакты. Их цель – пролить свет на достоверную историю края и народы, населявшие его в разные эпохи.
    45 комментариев
    63 класса
    С древнейших времен русские люди носили разнообразную кожаную обувь: поршни, «черевия», туфли, мягкие сапоги и «полусапожки». Ее изготовляли из сыромятной кожи естественного цвета и кожи, смазанной дегтем. Уникальные красные, желтые, зеленые изделия шили из дорогого, привезенного из других стран материала. Поршни — это низкая обувь простейшей конструкции. Ее изготовляли из одного куска кожи, вырезанного в форме прямоугольника, трапеции, неправильного овала. Округлый край заготовки приподнимали или углы попарно сшивали вверху, почти по обрезу изделия продергивали шнур. Если такую обувь изготовляли из кожи, взятой с брюшка животного (с мехом или без него), ее называли «черевия» (кожи с «чрева», т. е. брюха животного), с конца XV века — черевики, черевички.  На фото кожаный поршень, XII-XIV вв, длина – 24,8 см
    4 комментария
    36 классов
    Как князь Олег создал Древнерусское государство?
    1 комментарий
    13 классов
    Вот что увидел Картер, когда открыл саркофаг Тутанхамона Перед тем, как Говард Картер снял 3000-летнюю пелену, покрывающую посмертную маску Тутанхамона, его фотограф сделал это фото.
    37 комментариев
    173 класса
    Первое полевое сражение немецких крестоносцев с русскими - Битва при Оденпе (февраль 1217 г.) Под праздник Крещения, 6 января 1217 г., крестоносцы, поддержанные эстами, напали на Новгородскую землю, разорив селения по Шелони: «А жители Угаунии, чтобы отомстить русским, поднялись вместе с людьми епископа и братьями-рыцарями и пошли в Руссию к Новгороду и, опередив слухи о своем приходе, явились к празднику Крещения, когда русские обычно более всего заняты пирами и попойками, разослали свое войско по всем деревням и дорогам и перебили много народа, и множество женщин увели в плен, и угнали коней и много скота, захватили большую добычу и, отомстив огнем и мечем за свои обиды, радостно со всем награбленным вернулись в Оденпе». Новгородская летопись, путая ливонцев с литовцами, сообщает, что новгородцы пытались гнаться за налетчиками, но «не състигоша их». Фактически речь идет о первом немецком вторжении в пределы Руси. Если его и нельзя назвать первым крестовым походом против Руси, то уж первой собственно антирусской вылазкой, развернувшейся на исконно русских землях, он был точно. Немцы тем самым зимой 1216/17 г. сделали свой выбор, который оказался в пользу войны с Русью, то есть с соседним Новгородом, который выступал уже не только как претендент на колонизацию Эстонии, но как идейный враг, угроза распространению христианства и объект для всесторонней агрессии. В ответ на нападение в район Шелони немедленно последовал ответный поход, к которому были привлечены не только ополчения Новгорода и Пскова, но и многие эстонские земли (Эзель, Гария, Сакала). Соединенное русско-эстонское войско возглавляемое князем Владимиром Мстиславичем Псковским, уже в феврале 1217 г. осадило немцев с угандийцами в Оденпе. Последовали 17-дневная осада и многократные штурмы, не завершившиеся, однако, захватом замка: «И прошли русские по областям и многих захватили и перебили, а трупы бросили в реку у подножья горы, чтобы те, кто был в замке, не брали оттуда воду. Они наносили вред, какой могли, разоряя и выжигая всю местность кругом. И каждый раз, когда они пытались, по своему обычаю, взобраться всем множеством на укрепления горы, тевтоны и эсты храбро отбивали их нападения, отчего и потеряли они там многих мужей». Рижане попытались выручить соплеменников и направили к Оденпе отряд, включавший чуть ли не все наличные у крестоносцев силы, рыцарей-меченосцев, людей епископа, ополчения ливов и латгалов. Общее руководство осуществлял лично магистр Ордена меченосцев Волквин, с которым прибыли и такие видные ливонские рыцари как Бертольд Венденский и Теодорих, брат епископа Альберта и зять псковского князя Владимира. Попытка деблокировать Оденпе закончилась для немцев полным разгромом: «И побегоша Немце к городу, и убиша новгородци два воевод, а третии руками изимаша, а конев отъяша 700, и приидоша вси здрави». В бою погибли многие крестоносцы, включая знаменитого Бертольда Венденского. Судя по количеству отбитых лошадей, убито и изранено было не менее трети отряда. Все, кто выжил, сумели укрыться в замке, но из-за недостатка продовольствия уже через три дня запросили мира: «И был заключен мир с ними, но с условием, чтобы тевтоны все покинули замок и вернулись в Ливонию. И позвал Владимир зятя своего Теодориха пойти с ним в Псков, чтобы скрепить там мир. И поверил тот и вышел к нему. А новгородцы тут же вырвали Теодориха из рук его и пленником увели с собой. Тевтоны же, с ливами и леттами, заключив мир, вышли из замка сквозь ряды эзельцев и русских и вернулись в Ливонию». Немцы подверглись под Оденпе сильнейшему разгрому. Это было их первое столкновение в открытом бою с русскими полками, и многим тогда казалось, что последнее. Исследователи считают, что поражение, понесенное крестоносцами от войск Владимира Псковского в феврале 1217 г., поставило под вопрос будущее Риги и вообще ливонской колонии. В связи с чем рижане всячески стремились закрепить достигнутые под Оденпе мирные соглашения. Ливонские войска были уничтожены, и в случае нападения Рига была абсолютно беззащитна. Епископ Альберт Рижский срочно отправился в Германию для набора новых пилигримов. Тогда же, вероятно, он впервые стал вести переговоры о привлечении к завоеванию Эстонии сил датского королевства. Во всяком случае, еще до его возвращения, но, очевидно, по его приглашению, летом 1217 года «принял крест в отпущение грехов и отправился в Ливонию с рыцарями своими» граф Альберт де Левенборх, граф Орламюнде, граф Гольштейн, племянник и близкий соратник датского короля Вальдемара II. Это была серьезная сила и важный фактор для перемены положения. Стало ясно, что немцы ничуть не намерены мириться со своим разгромом и готовят силы для ответного удара. По материалам: Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы.
    42 комментария
    123 класса
Новый объект археологического наследия выявили в Щелкове
В Подмосковье расширили перечень объектов культурного наследия. В него включили «Селище «Загорянка - 1» – это археологический объект XIII в., XV – XVI вв.
«Селище «Загорянка - 1» в городском округе Щелково вошло в перечень объектов культурного наследия по настоянию главного управления культурного наследия Московской области.
Главная ценность объекта в том, что по нему археологи могут проследить процессы внутренней колонизацией Московского края. Это возможно, благодаря хорошо сохранившемуся археологическому слою раннемосковского поселения XV – XVI вв. В нем специалисты находят грубые белоглиняные и красноглиняные фрагменты керамики.
Во второй половине XIII века на Руси начинают активно носить перстни из янтаря, а кольца и перстни из стекла становятся менее популярны.
Янтарные украшения были массивнее своих стеклянных предшественников. Обычно на них наносили более  сложный орнамент, поскольку его легко разглядеть через янтарь. Нередко перстни из янтаря украшали резным декором, в том числе и изнутри.
На фото обломок перстня из янтаря, Великий Новгород, X-XV вв
Терракотовая модель портрета Брунеллески, обнаруженная спустя 700 лет
Ранее неизвестный терракотовый портрет великого архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески был приобретен Оперой Санта-Мария-дель-Фьоре, рабочей комиссией Дуомо Флоренции, где был похоронен Брунеллески. Это один из четырех известных портретов архитектора (включая его гипсовую посмертную маску), датированный 1447 годом, и один из старейших сохранившихся терракотовых портретов.
Портрет создал Андреа ди Лаццаро ​​Кавальканти (Буджиано), ученик Брунеллески, ставшего его приемным сыном. Недавно он был найден в историческом доме во Флоренции и идентифицирован историками искусства Джанкарло Джентилини и Альфредо Беллан
  • Класс
Сизьма — старинное русское cело в Вологодской области
« Нехорошее слово» в новгородской грамоте.
Бытует мнение, что во всем виноваты татары. Они не только отбросили нас от «цивилизованного мира» на 300 лет, но и научили наших предков ругаться матом. До вторжения в XIII веке мы были чисты как агнцы: пили безалкогольный мед, водили хороводы вокруг березок и культурно выражались. Пришли злые кочевники и первым делом научили нас ругаться. Как говорится, не мы такие, жизнь такая!
Однако, в берестяной грамоте № 955, встречается нехорошее слово, обозначающее женский половой орган. Речь идет о предстоящем браке Марены и Сновида.
«Ѿ милоушѣ къмарьнѣ коси вѣликее пъехати бъ еи за сновида Рѣкла ти Маренко такъ милоушѧ пеи пизда въдаи :в҃: гривеи сѣкле
Современник о "веселой" жизни русских первопроходцев в Сибири
Проиграв и пропив все свое имущество, казак в первое время после присоединения [Камчатки] брал ружье, копье и отправлялся воевать на свой собственный риск и страх. Явившись в острог [туземцев], он договаривался с 50 или 60 обитателями, что он удалится, если те дадут ему то, что он потребовал. Тем не менее даже в том случае, если сговор и скоро состоялся, казак все же сгонял целую толпу «иезирров», по здешнему выражению, то есть мальчиков и девочек, в [ русский] острог и немедленно отправлялся с ними в кабак, чтобы там проиграть их.
Нуждаясь в соболях или деньгах, некоторые казаки, захватив с собою кандалы или цепи из Приказа, на
Османская империя, 1580-1620 г.
Размер 53,3х22, 9 см. Позолоченная медь.
Художественный институт Чикаго.
Француз о русских и московитах
Российская империя представляет собой часть страны, которую издавна называли Скифией. Словом «скифы» еще и сегодня называют татар, которые прежде были повелителями России, и великие князья некогда владели ею как вассалы татар, зовущихся крымцами. Эти русские с некоторых пор, после того как они сбросили иго татар и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами — по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским.
Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем
Что войдет в проект археологического ландшафтного парка "Сунгирь"?
Уже давно ходят разговоры о создании на этом месте археологического ландшафтного парка. Когда дойдёт до дела? И какие перспективы у этого уникального места? Слово - Марии Платанюк.
Драгоценные кадры из архива ГТРК "Владимир". Изыскания на Сунгире - уже в новом тысячелетии - под руководством сына легендарного Отто Бадера - Николая Оттовича. Николай Бадер продолжил династию. Стал учёным-археологом.
Николай Оттович ушел из жизни в июле 2015 года. Сунгирь по праву стал особой главой его биографии. И личной, и профессиональной.
О Сунгире - с любовью - он рассказывал в интервью "Вестям".
Николай Бадер, археолог, сын исследоват
Показать ещё