Если надводная мореходность типа К желала оставлять лучшего, то с подводной было еще хуже. Лодка была слишком длинной, и выровнять ее под водой стоило огромных усилий, и было тонким искусством. Плохая плавучесть носа и плоская палуба приводили к тому, что лодка очень легко сваливалась в пикирование на дно.
При этом, из-за величины корпуса относительная его прочность была гораздо ниже, чем у обычных подлодок. Как объясняли современники, куриное яйцо почти такое же прочное, как страусиное. Но если бы у страусиного яйца была бы такая же скорлупа, как у куриного, оно было бы очень хрупким. Так что у этих лодок предельная глубина погружения была примерно в два раза ниже, чем у обычных. Склонность быстро погружаться и при этом малая предельная глубина были крайне плохим сочетанием.
Котлы топились сырой нефтью. Цистерны с ней были открыты снизу, так что нефть фактически плавала над водой. Эта система должна была облегчить работу по выравниванию лодки, так как вода вытесняла топливо и не нужны были дополнительные расчеты уменьшения веса цистерн. Но на глубине давление приводило к просачиванию нефти на жилые палубы, и она хлюпала под ногами. И это было еще полбеды. При качке нефть смешивалась с водой и топки от такой эмульсии гасли.
Главным преимуществом подлодок всегда была скрытность. Часто слабее надводных судов, субмарина может быстро погрузиться и скрыться от противника. Ключевое слово тут быстро. Но с этим-то у К и были проблемы.
На лодке следовало загасить топки, сложить трубы, перекрыть задвижки труб и вентиляторы, эвакуировать котельную, заполнить балластные цистерны и нырнуть. Крышки труб и вентиляторов плотно задраивались, любой посторонний предмет, попавший под крышку, создавал течь. На этот случай в лодке были выскотехнологичные датчики системы «отправить матроса посмотреть». Благо времени было достаточно. В спокойной обстановке лодка готовилась к погружению около получаса (!), в экстренной не менее пяти минут. Рекорд принадлежал К-8, которая умудрилась погрузиться «всего» за 3,5 минуты.
Хотя лодка была большая, но экипаж жил не особенно комфортно. Хуже всего приходилось кочегарам. Они работали в страшной жаре в плащах и бахилах, так как вода постоянно заливалась внутрь. Матросы спали в тесных кубриках. Заглушенные, но раскаленные котлы создавали в лодке парилку еще долго после погружения. Офицеры жили лучше, у них была просторная кают-кампания и даже ванна.
***
Где-то к середине 1917 стало ясно, что немецкий Флот Открытого Моря (ВМФ) не стремится выходить в открытое море. Генеральное Сражение, скорее всего, не произойдет. Зачем же тогда нужны лодки типа К, что с ними делать?
Субмарины отправили на противолодочную операцию, патрулировать моря в составе надводного флота. За летнюю операцию 1917 английский флот 37 раз засекал немецкие подлодки, 11 раз атаковал и не потопил ни одной. За это время немцы потопили восемь судов.
Однако К7 все же сумела отличиться. Сначала ее атаковали собственные эсминцы, приняв за вражескую. Лодке удалось уклониться и избежать глубинных бомб. Всплыв, экипаж сумел убедить соотечественников не атаковать, показав опознавательные знаки. Через несколько часов лодка наткнулась на немецкую, они обменялись залпом торпед. Английская торпеда попала в немецкую лодку и не взорвалась. Немцы все же были напуганы скоростью К7 и бежали.
В ноябре того же года 12-я флотилия подлодок сопровождала флот у берегов Норвегии. Там К4 умудрилась протаранить К1. Лодка стала медленно тонуть. Тогда экипаж сняли, а лодку потопили, чтобы не досталась врагу.
Это лишний раз убедило подводников, что действовать в составе флотилий – плохая идея. Главная проблема была в том, что лодки в надводном положении очень невысоко высовывались из воды. Налететь на нее надводному судну или коллеге было не легко, а очень легко. Огни тоже были совсем невысоко над водой, и их часто не видели за волнами.
Тем временем тонувшую К-13 после ремонта включили в состав флота. Люди с других лодок делали все, чтобы на нее не попасть, она считалась проклятой. Для пресечения суеверий К13 переименовали в К22. Потом ее включили в состав 13-й флотилии.
«Битва» у острова Мэй
Зимой 1918 года произошло событие, которое современники окрестят «битвой при острове Мэй». Во время него погибнут две подводные лодки, еще две будут повреждены и погибнут более сотни человек. И все это без столкновения с противником.
В декабре 1917 года подлодки типа К перевели на новое место, в шотландский городок Росайт. На К7 сменился командир, им стал молодой капитан-лейтенант Сэмюэл Марион Гортон Гравенер. Он был из аристократической, но обедневшей семьи и пошел в подводный флот, потому что там больше платили. Гравенер поселил жену в гостиницу «House Inn», там уже жило много офицерских жен. Название было источником шуток для подводников. (House Inn звучит так же, как Hawse Inn, «Гостиница Клюз (или Отверстие)», такой вот нехитрый флотский юмор).
В его честь на лодке устроили вечеринку в большим количеством крепкого алкоголя. Как скоро выяснил Гравенер, жизнь в порту на лодках К была непрерывной пьянкой. Экипажи воспринимали службу на лодках как игру со смертью и заливали страх виски. Те, кто не боялся, все равно воспринимали подлодки К как нечто неправильное.
Хоть подводники и недолюбливали тип К, но все же стремились придать своей лодке собственный шарм. Экипаж К9 звал свою лодку «Собачья». (Игра слов – K-nine звучит так же, как canine, собачья). В рубке подлодки была табличка со словом «Гарм». Так звали собаку Георга V, но вообще это имя чудовищного, четырехглазого пса, охраняющего царство мертвых в скандинавской мифологии. Мрачновато вышло.
К9 отправилась на модернизацию. Экипаж предвкушал месячный отпуск в Лондоне, но по дороге с лодкой произошел довольно типичный случай. Лодка попала в шторм и волны загасили топки. Капитан приказал погрузиться, но под крышку вентилятора попала банка с краской, она не могла закрыться, а вытащить банку нельзя было из-за сильных волн. Разжечь топки никак не могли. Тут же сломался дизель и капитан всерьез думал над оставлением лодки. Но потом ее все же смогли взять на буксир.
Комментарии 4