» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.
1. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нём участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.
2. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война ещё не закончилась.
3. Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
4. Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены ещё многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нём стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
5. Укрепление конструкции. Все инженерные расчёты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовёт!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счёт своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают её более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
6. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущёв. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.
7. Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — не высота без пьедестала составляла 46 метров.
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учётом длины её руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учёта меча. Сегодня Родина-мать остаётся в первой десятке самых высоких статуй мира.
8. Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.
9. Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовёт!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасённым ребёнком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
10. Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах ещё в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясён её выражением лица и сразу же сделал первые наброски.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Меч Победы — триптих монументальных советских памятников. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть его. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция объединяет 3 самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне. Однако, это не какая-то изначальная задумка, а уже сложившийся постфактум. В триптих, помимо скульптуры в Волгограде, входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего с выкованным мечом, который передает его...Ещё«Родина-мать зовет» — главная скульптура, композиционный центр мемориального ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Искусственно сформированный земляной холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м., а сама статуя имеет высоту 85 м. Железобетонная скульптура стоит на двухметровом постаменте. Внутри статуя полая.
Меч Победы — триптих монументальных советских памятников. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть его. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция объединяет 3 самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне. Однако, это не какая-то изначальная задумка, а уже сложившийся постфактум. В триптих, помимо скульптуры в Волгограде, входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего с выкованным мечом, который передает его советскому воину. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А монумент в Берлине изображает солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом, так как война, наконец, закончилась. Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 г., строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 г. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 г. Два из трех монументов — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича. К моменту строительства монумента "Тыл-фронту" Вучетич уже скончался, и магнитогорский памятник был возведен его учеником – Львом Головницким. Единственный кто объединяет эти три проекта – архитектор Яков Борисович Белопольский, но он работал над архитектурой самих комплексов, а не скульптур.
На самом деле Вучетич создал целых 4 памятника с мечами! Четвертая его работа не относится к данной серии и находится в Нью-Йорке. Памятник был установлен там в 1957 г. перед штаб-квартирой ООН и называется «Перекуём мечи на орала». Мускулистый мужчина перековывает меч в плуг. Символ понятен: война окончилась, пора переходить на мирные рельсы. Скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле. Авторская копия стоит в Москве в парке на Крымском валу.