Ее украл музейный работник Винченцо Перуджа. Публицист, художественный критик и автор бестселлера «1913. Лето целого века» Флориан Иллиес так описывает это похищение: «…ему было тридцать два года, и на момент кражи он работал в Лувре помощником стекольщика. Он помещал тогда „Мону Лизу” в вызвавшую споры стеклянную раму. А так как он ее туда помещал, то он же и знал, как проще всего ее оттуда достать. На ночь он спрятался в музее, вытащил картину, завернул ее в холст, а утром спокойно вышел из Лувра — охранники, хорошо его знавшие, ему лишь кивнули».
Пропажа обнаружилась только на следующий день, когда художник Луи Беру пришел в музей, чтобы продолжить работу над своей картиной «Мона Лиза в Лувре», но не нашел полотна на месте. Музей закрыли на целую неделю, назвав причиной ремонт водопровода, но новость о похищении шедевра да Винчи все равно просочилась наружу и стала сенсацией.
Каждый день выходили статьи с изображением «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо» и описанием того, как продвигается дело. Похитителю было обещано полное сохранение тайны, в случае если он вернет «Мону Лизу»: власти были согласны и на это, лишь бы вор не уничтожил картину.
«Мону Лизу» искали несколько лет. В декабре 1913 года флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Франции с предложением купить знаменитую картину. В переписке ему удалось договориться с подозрительным отправителем о встрече в Милане, где впоследствии тот и был арестован полицией.
На суде Винченцо Перуджа говорил, что украл картину только для того, чтобы вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. Суд проходил во Флоренции, и его патриотическая речь произвела впечатление. Перуджу осудили лишь на полтора года. Даже в тюремной камере он получал письма благодарности, сладости и подарки от признательных итальянцев.
«Джоконду» же под охраной доставили в галерею Уффици. Итальянский министр культуры Риччи произнес речь, в которой признался, что хочет, «чтобы французы признали картину копией, тогда бы „Мона Лиза” осталась в Италии». Но историки искусства признали картину оригиналом. Так, в январе 1914 года «Джоконда» вернулась в Париж.
Возвращение было триумфальным. Полотно, известное когда-то только искусствоведам и историкам, превратилось в символ искусства. Как написал в своей книге Флориан Иллиес, «она покинула Лувр картиной, а вернулась туда мистерией».
на фото: пустая стена, где висела «Мона Лиза». 1911 год
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3