А уж потом она была вольна распоряжаться своею женской судьбой. Вдова поэта носила траур 7 лет. Лишь в 1844 г она вышла замуж за генерала Ланского Петра Петровича, 45-летнего холостяка. Ланской в ту пору командовал лейб-гвардии Конным полком Его Императорского Величества – не очень доходная, но весьма почетная служебная должность. Полк был расквартирован в Стрельне, в комплексе Большого Константиновского дворца. При дворце был прекрасный конный манеж с конюшнями и песчаным двором для выездки. (Здание манежа сохранилось.)
Сам генерал проживал в холодной служебной квартире дворца, в его левом крыле. Каменные стены дворца имели саженную толщину военной крепости, и в зимнее время обитателям приходилось кутаться в шерстяное и меха.
Венчание состоялось 16 июля в церкви Стрельны, куда молодые, по позднейшим воспоминаниям домочадцев, направились пешком –деревянный храм находился по соседству, и погода располагала… Никто из посторонних не был приглашён на торжество, только братья и сёстры венчающихся, дети.
Разрешение на брак офицеры такого ранга испрашивали у самого царя. Однако Николай I в качестве посажёного так и не был приглашён, хотя желание такое высказывал. К его чести, надо сказать, он не обиделся. Когда на следующий день Пётр Петрович доложил о состоявшемся венчании, император поздравил его, передал молодой в подарок бриллиантовый фермуар*, но генералу сказал, что от кумовства-то тот уклониться не посмеет…
И когда через 10 месяцев после венчания Наталья Николаевна родила первую дочь Сашеньку, крестил её сам Николай I. Всего же в браке у Ланских родилось три дочери: Александра, Соня и Лиза. Все красавицы.
В 1849 г к юбилею полка офицеры вознамерились преподнести императору в качестве подарка альбом с портретами всех офицеров и их жён. Николаю I в целом идея понравилась, он дал добро и предложил своего придворного художника – Вольдемара Гау, Владимира Иваныча. (В том же 1849 г В.И.Гау единственный, в своём роде, удостоится звания академика акварельной живописи.) Гау офицерский задор и будущий гонорар, естественно, воодушевил. Да и сама работа предстояла прекрасная: офицерство, жены, дочери, да… Однако у него возник чисто профессиональный вопрос: с офицерами всё ясно, но в каких нарядах писать дам? Дабы не вышло слишком пёстро в виду гвардейских мундиров мужей…
Дежурный генерал вновь помчался к императору с изложением возникшей полковой проблемы. Николай пребывал в замешательстве недолго и отмахнулся от посыльного белой перчаткой: «Для вашего альбома довольно будет одной жены генерала Ланского. Ступайте».
Так и было исполнено. Одна Наталья Николаевна красуется в юбилейном Альбоме полка. Альбом долгое время выставлялся в Зимнем дворце. Сейчас хранится в Пушкинском доме (С.-Петербург).
---------------
*Украшение из драгоценных камней, носимое женщинами ни шее. (франц.)

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17
Сколько дивных имён,
Сохраниться по сей день смогли!
Но, одно из них милей,
И до нынешних дней
Как молитва звучит, - НАТАЛИ...