Сцена объяснения Степана и Аксиньи долго получалась слишком наигранной, искусственной. Режиссёр предложил здесь Быстрицкой в свою игру добавить лёгкую полуулыбку. И всё сразу изменилось: улыбка в сочетании с бешеными глазами Степана обострила столкновение. Они сыграли эту сцену так мощно, что когда работа закончилась, Элина Авраамовна села и расплакалась.
А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали верёвкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов.
Переломный в судьбе Мелехова момент, когда в конце второй серии он рубит шашкой матросов. Один из них, как раз тот, который перед смертью смотрит на происходящие из-за плетня - ещё никому неизвестный студент ВГИКа Василий Шукшин.
Таких масштабных картин тогда ещё не снимали. Восемьдесят больших ролей и не менее четырёхсот статистов были задействованы в массовке. Но главное, что каждая роль выразительна, остается в памяти, как есаул Калмыков, которого мощно сыграл Михаил Глузский.
А с какой тщательностью подбирались актёры, можно судить по тому, как Мишатка, сын Мелехова, похож на Петра Глебова. Похож и внешностью, и по характеру. Но самое интересное, когда у него спросили фамилию, все были удивлены, что у этого семилетнего мальчика фамилия оказалась Мелехов.
Вначале зрители увидели первую и вторую серии, а через год вышла третья.
У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем естественно был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной.
Когда показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что его глаза были заплаканы. Он потом много благодарил Герасимова и киногруппу, за то, что они с таким мастерством 1500 страниц литературной эпопеи уложили в пять часов экранного времени, за два с половиной года (год и восемь месяцев из них длились только одни съемки) смогли сделать то, на что он потратил 15 лет, что этот фильм, как он писал, «идет в одной дышловой упряжке с его романом».
Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съёмочная группа придёт именно сюда, наоборот, хотела, чтобы её никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи её, свою ученицу. Но между ними произошёл разлад и роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм её захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды, осталось только мощное эпохальное кино о казачьем мире, который был разрушен событиями двадцатого века.
Комментарии 32
Побеждает только тот, кто твёрдо знает,за что он сражается и верит в своё дело.
Михаил Шолохов
Писатель,Лауреат Нобелевской премии
Шедевр есть шедевр.