Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, общественный деятель. Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР, член Союза кинематографистов СССР. Создатель театра «Современник», в 1956–1970 годах был его художественным руководителем. С 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году — МХТ имени Чехова.
Вся жизнь этого актера прошла в служении искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он первый среди первых и лучший среди лучших. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже без малого два десятка лет, но его творческое наследие продолжает служить людям. Он навечно остался в памяти благодарных коллег и поклонников, которые помнят все образы, созданные им в течение долгой творческой биографии. Настоящая слава и любовь пришла к Олегу Ефремову после фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда». Родился Олег Ефремов в Москве. Родителей звали Николай Иванович и Анна Дмитриевна, они были совершенно не творческими людьми. У них была большая коммунальная квартира в одной из многоэтажек Арбата.
Олег с детства дружил с Александром Калужским, который приходился внуком прославленному артисту Василию Лужскому, и с Сергеем Шиловским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто заходил к Сергею домой, и каждый раз окунался в особую атмосферу творчества и интеллигентности, которая царила в этой семье. Ему нравилось общаться с Булгаковым, он запоминал все, что говорил великий писатель, даже не подозревая о том, какая величина стоит перед ним. В те годы Олег был не знаком с творчеством писателя, оно не предназначалось для его детского восприятия. Прошли годы, и именно сочинения Булгакова легли в основу репертуара театра «Современник», который основал Ефремов. Когда Олег Ефремов учился в школе, семья переехала в Воркуту. Его отца назначили на должность бухгалтера ГУЛАГа, и мальчику пришлось с детства постоянно соприкасаться с незнакомой ему лагерной жизнью. В детские годы Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г.Кудашова, в свое время закончившая студию М.Чехова.
Олег Ефремов детское фото
В 1945 году друг детства Олега Ефремова Саша Калужский уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, прихватив с собой и Сергея Шиловского, но удача сопутствовала только Ефремову. Как удалось этому худому восемнадцатилетнему парнишке с совершенно не актерской внешностью обойти многочисленных конкурсантов, и стать студентом, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом, он был зачислен в Школу-студию МХАТ с первой попытки, и попал в мастерскую к прославленным педагогам – Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья по конкурсу не прошли, и Олег пообещал им играть и за них.
Олегу Ефремову очень нравилось все, чем он занимается, он понял, что нашел именно свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он отдавал учебе всего себя, и поклялся, что будет оставаться верным однажды выбранному делу до самого конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятвенное обещание, которое даже скрепил кровью, полагая, что в этом и заключается вся серьезность и значимость данной клятвы. Олег Ефремов не нарушил свою клятву – вся его жизнь была сплошным служением искусству. Ефремов был прилежным студентом, учеба давалась ему легко. Парень все годы студенчества мечтал оказаться во МХАТе, и не кем-нибудь, а занять должность главного режиссера. После получения диплома о высшем образовании пришло первое разочарование – в театре для него места не нашлось, даже вакансия статиста была недоступна. Такого провала Олег не ожидал, но и тем не менее, руки опускать не стал. Ефремов нашел себе работу в Центральном детском театре.
Олег Ефремов в юности
Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дурачком в постановке «Конек-горбунок».
Олег Ефремов Иванушка спектакль "Конек-Горбунок"
Олег Ефремов в на сцене театра "Борис Годунов"
О. Н. Ефремов в роли дона Луиса "Дульсинея Тобосская"
Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник». Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес. Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.
Режиссер - Олег Ефремов
На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева.
Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев
Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.
Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.
Дебют Олега Ефремова в кино состоялся в 1955-м. Его первый герой – комсорг Алексей Узоров из картины «Первый эшелон», снятой режиссером Михаилом Калатозовым. Дебют был настолько удачным, что Ефремову начали ежегодно предлагать по одной картине.
О.Ефремов в кинофильме "Первый эшелон" с Т. Дорошиной и Т. Дорониной
О.Ефремов в кинофильме "Испытательный срок" с О.Табаковым и В.Невинным
С Татьяной Лавровой
О.Ефремов в кинофильме "Здравствуй и прощай" с Л.Зайцевой
Олег Ефремов в кинофильме "Еще раз про любовь" с Татьяной Дорониной
О.Ефремов в кинофильме "Мама вышла замуж" с Люсьеной Овчинниковой
О.Ефремов в кинофильме "Однажды 20 лет спустя" с Н.Гундаревой
О.Ефремов в кинофильме "Три тополя на Плющихе" с Т.Дорониной
О.Ефремов в кинофильме "Шофер на один рейс" с Л.Федосеевой-Шукшиной
О.Ефремов в кинофильме "Продлись очарование" с И.Саввиной
Олег Ефремов в детской музыкальной сказке "Айболит 66"
Олег Ефремов в сериале "Чехов и Ко", отец Савва Жезлов
Олег Ефремов был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его герои получались органичными и естественными, казалось, что это и не игра вовсе, а настоящая жизнь. Среди самых ярких работ в кинематографе можно назвать картины «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!», «Три тополя на Плющихе».
Олег Ефремов - Долохов "Война и мир"
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский "Берегись автомобиля"
Олег Ефремов и Александр Збруев в кинофильме "Батальоны просят огня"
Однажды в театре, играя Николая I, Ефремов заявил: «Я в ответе за свет!» Хотя в пьесе было: «Я в ответе за всех!».
Партнёр по сцене Евгений Евстигнеев тут же нашёлся: «Тогда отвечайте и за газ, ваше величество!» На самом деле в подопечных ему театрах Ефремов действительно отвечал за всё - за актёров, за их зарплаты, жильё, отдых, за личную жизнь. Ну и за свет, конечно.
Олег Ефремов скончался 24 мая 2000 года на 73-м году жизни в Москве, в своей квартире на Тверской улице. В это время его театральная труппа находилась на гастролях в Тайване. В день прощания, по свидетельству очевидца, к зданию в Камергерском переулке из-за моря цветов невозможно было подойти.
Виктор Робертович Цой 21 июня 1962 — 15 августа 1990
Советский рок-музыкант, автор песен, поэт, художник и актёр корейско-русского происхождения. Основатель и лидер рок-группы «Кино», входившей в «Ленинградский рок-клуб» и изначально имевшей название «Гарин и Гиперболоиды». До этого являлся участником групп «Палата № 6» и «Автоматические удовлетворители». Один из самых влиятельных и известных советских рок-музыкантов. Цой сам писал все тексты и исполнял все песни на концертах группы «Кино», распавшейся после его смерти. Помимо музыкальной деятельности Цой снялся в восьми кинофильмах. После исполнения роли Моро в фильме «Игла» журнал «Советский экран» назвал Цоя лучшим актёром 1989 года. Поги
21 июня родился Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Я знаю, никакой моей вины... Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же… 1966 г.
Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года. Путь Бумбараша
Кино – искусство довольно молодое. Прошло всего лишь чуть более 125 лет с момента самого первого киносеанса в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов. Предшественником кино был театр. Но в Россию он попал из Европы только в 1672 году при царе Алексее Михайловиче. Русский правитель, как человек благочестивый, рассматривал его в качестве альтернативы скоморошьим представлениям, которые часто носили глумливый и даже богохульный характер. Кроме того, ватаги скоморохов «прославились» откровенным насилием над зрителями: «Ах, вы не хотите смотреть наше действо, тогда мы вас побьем!» Из европейского театра же русские позаимствовали пье
Комментарии 3