"Жизнь даётся человеку на такой короткий срок, что сама по себе она уже большое счастье!
Так зачем же портить это скверным характером, плохими отношениями, cведением счётов каких-то, завистью?" - Надежда Румянцева.
Она никогда не выглядела пожилой. Сколько бы не было актрисе лет, в ней всегда видели боевую, веселую, неунывающую Тосю Кислицину из фильма “Девчата”.
Маленького роста, всего 151 сантиметр, с худенькой фигуркой и звонким голосом она начинала как актриса травести. Представительницы этого амплуа в молодости играют детей, а в зрелости переходят на роли комических старушек. Но Надежда Румянцева стала не только героиней, она по сути создала и сделала невероятно популярным новый эталон женской красоты. Образ задорной и чистой в своей наивности девушки-подростка, которую невозможно не любить. Популярность Надежды Румянцевой в СССР была совершенно особого свойства. Зрители ее любовно опекали. Стоило актрисе зайти в автобус, все тут же пытались уступить ей место. Если в дачном поселке, где она жила, кто-то спрашивал, как пройти к ее дому, продавщицы бросали товар и шли не просто показывать дорогу, а провожать. На рынке у нее не хотели брать денег. И вдруг Надежда Румянцева исчезла с экранов. Пошли слухи, что актриса эмигрировала из страны. На деле она просто уехала за мужем, предпочтя актерской славе любовь. Вернулась только через 15 лет. Кому-то другому зритель мог бы и не простить. Но для Надежды снова были открыты все двери и распахнуты сердца. Она вновь снималась, выступала с концертами по всей стране.
Было в ней что-то такое, что делало ее такой нужной людям. У нее был сильный характер. Этим сочетанием хрупкой детской внешности и огромной внутренней силы юная Надя когда-то наповал сразила будущих педагогов Бориса Бибикова и Ольгу Пыжову во время поступления в студию при Центральном детском театре.
Это надо было видеть. Надя Румянцева, на вид девочка лет десяти, в отглаженном платье-матроске в белой панамке зашла в огромную комнату, где заседала приемная комиссия и зычно объявила: -Монолог Фамусова из комедии Грибоедова “Горе от ума”.
У сидевших за столом от плохо скрываемого смеха задрожали плечи.
Надю это покоробило и она бросила в лицо насмешникам: -Вот то-то! Все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы. Учились бы на старших глядя? Распалясь она горланила басом, иногда иронично щурилась и куталась в воображаемый халат. Схватив чью-то трость, размахивала ею как шпагой. А в финале сорвала с головы и затоптала собственную панаму. Убегая после этого феерического выступления Румянцева размазывала слезы и бормотала: Провалилась.
Она ошибалась. Ее приняли сразу.
Надю стали приглашать сниматься в кино, но она училась уже в ГИТИСе. А там студентам запрещали сниматься. Но остановить Румянцеву, решившую попробовать себя в кинематографе было невозможно. Румянцева специально училась на токаря, чтобы быть достоверной в кадре. Училась стрелять, спускалась на лыжах с гор, управляла моторной лодкой....
Из ГИТИСа прогульщицу Румянцеву отчислили за нарушение дисциплины. Но ей повезло. Как раз в это время Борис Бибиков и Ольга Пыжова набирали курс во ВГИКе. И Надежда стала студенткой самого престижного кинематографического ВУЗа страны.
Но чтобы получить самую главную в своей актерской карьере роль Тоси Кислицыной в "Девчатах", Румянцевой пришлось соперничать с признанными кинокрасавицами, как Наталья Кустинская и Алла Ларионова. В том, что руководство Мосфильма отдало предпочтение именно Надежде Румянцевой нет никакой загадки. На нее зрители валом валили в кинотеатрах. Она была хорошенькой, веселой и абсолютно народной. Манеры, характер, юмор - все было знакомым и родным.
“- Я знаю, какой должна быть Тося!” Румянцева так достоверно сыграла 18-летнюю девушку, что никто даже не задумывался, что на самом деле артистке уже за 30.
Еще очень громкой премьерой Надежды Румянцевой стала комедия “Королева бензоколонки”, которая вышла на экраны в 1962 году. Румянцева в этой картине блистала.
Несмотря на то, что она была невероятно популярна, трудно предугадать, как бы все повернулось дальше. Ведь в реальной ее ждала абсолютно другая роль. Ей предстояло стать спутницей жизни армянина по национальности, дипломата по профессии и разведенного холостяка с дочерью от первого брака по социальному статусу. Все это ко многому обязывало.
Румянцева еще несколько лет непрерывно ездила по киноэкспедициям. Наступил момент, когда Вилли узнал о предстоящей длительной командировке за границу и Надежде пришлось сделать выбор. Надежда выбрала семью и они с Вилли официально поженились.
С такой же неуемной любознательностью она отнеслась к своей новой миссии жены дипломата и торгового представителя СССР за рубежом. Занялась языками. В итоге свободно говорила на английском и французском, изучила дипломатический этикет. Она умела потрясающе заводить новые знакомства, помогая мужу. Там, где она появлялась, всегда был смех. Египтяне поражались тому, насколько глубоко жена торгового представителя из СССР разбирается в истории и политике их страны.
В тот момент, когда они вернулись в Россию Надежде Васильевне было уже за 50. Она не походила на девочку-подростка. Но ее природное обаяние по-прежнему покоряло. А потому она вновь появилась на экранах и стала выступать в концертах. “Будильник” с Надеждой Румянцевой запомнили все, работала много в дубляже. То, что она корифей дубляжа стало известно еще в 1966 году, когда Леонид Гайдай попросил ее переозвучить Наталью Варлей в “Кавказской пленнице”. Надя сделала это так мастерски, что никто и не заметил подмены.
Несколько лет Румянцева участвовала в озвучании знаменитого цикла мультфильмов “38 попугаев”. Ее Мартышка вместе с голосом обрела и характер актрисы. Голосом Румянцевой говорили Рабыня Изаура, Джейн Эйр и все женские персонажи сериала “Твин Пикс”.
Надежде Васильевне Румянцевой досталась яркая судьба. Не только в кино, но и в жизни она сыграла очень важную роль, создав потрясающей образ русской женщины за рубежом. Жены дипломата - умной, блестяще образованной, веселой и любящей.
Но для зрителя самым важным остается то, что она успела сделать как актриса.
Алексей Баталов 20 ноября 1928 года - 15 июня 2017 года
Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1989). Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (2005) и премии Ленинского комсомола (1967). С 2007 по 2013 год — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
Комментарии 11