Жуковский , Карамзин, Кюхельбекер, Одоевский, Бестужев-Марлинский, Пушкин, Белинский, Герцен, Огарев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский и другие писатели, критики, журналисты оставили свои отзывы о картине — высказаться о «Сикстинской Мадонне» было требованием времени, необходимостью культурного контекста.
Отправной точкой эстетического поклонения «Сикстинской мадонне» стала статья В.А. Жуковского «Рафаэлева “Мадонна”» (1821), опубликованная в альманахе «Полярная звезда» (СПб, 1824) с подзаголовком «Из письма о Дрезденской галерее». Обращение к образу находим в поэзии Фета («К Сикстинской мадонне»), Плещеева («При посылке Рафаэлевой мадонны»), А.К. Толстого («Мадонна Рафаэля»).
Мадонна Рафаэля
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Алексей Толстой
***
К Сикстинской мадонне
Вот сын ее, — он — тайна Иеговы —
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева, не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.
Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен — царицею небесной!
Афанасий Фет
***
При посылке Рафаэлевой мадонны
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной и пустой
И дух слабеет наш под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено вам их в грядущем испытать,
Быть может, этот лик, спокойный, безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!
Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна чистая, обнявшая Христа!
Не гасла вера в ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы — что б вас ни ожидало —
Исполнены любви и веры, как она!
Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила святая матерь бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Алексей Плещеев
Русские художники Брюллов, Ал. Иванов, Поленов, Репин, Савицкий признали «Сикстинскую Мадонну» недостижимой вершиной творчества, а Крамской в письме к жене признавался: «Это что-то действительно почти невозможное...».
«Сикстинская Мадонна» стала музой для творчества Ф.М. Достоевского: он много раз приходил к ней, будучи в Дрездене, шокировал смотрителя зала тем, что вставал на стул, чтобы «видеть» её лицо и глаза; в кабинете над диваном Фёдор Михайлович повесил фоторепродукцию центральной части «Сикстинской мадонны» , на этом диване и под ликом мадонны писатель умер (подробнее в дневнике и воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской).
Образ «Сикстинской мадонны» стал сквозным в творчестве Достоевского, он появляется в трёх его романах: «Преступление и Наказание», «Бесы», «Подросток».
В ХIХ веке копии или репродукции «Сикстинской мадонны» имелись в императорском Зимнем дворце, Академии художеств , в домах художников, писателей и простых граждан.
Копии «Сикстинской мадонны» для Академии художеств и для приёмной императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I) делает русский живописец, профессор Академии художеств А.Е. Егоров.
Черно-белые фоторепродукции картины висели в кабинетах Л. Толстого и Достоевского (репродукции картин им подарила С.А. Толстая, вдова А.К. Толстого).
Копия маслом «Сикстинской мадонны» в полную величину (подарок помещика Фурсова в благодарность за обучение сына) украшала актовый зал Таганрогской мужской гимназии, где 11 лет (1868–1979) учился Чехов. Большая копия маслом обошлась помещику в 700 рублей — это самый дорогой подарок в истории мужской гимназии Таганрога. Уменьшенную копию "Сикстинской мадонны", писаную маслом, повесил в своей столовой В.М. Васнецов.
Булгаков в статье 1924 года «Две встречи» описал два свои визита к «Сикстинской мадонне».
(Перечисленные места стали музеями; копии и репродукции «Сикстинской мадонны» находятся на своих местах).
Советский послевоенный период в «биографии» Сикстинской мадонны нужно рассматривать с повести Леонида Волынского «7 дней» (1958).
Автор повести был руководителем операции по спасению, а затем эвакуации в Москву коллекции Дрезденской галереи.
«7 дней» — автобиографическая документальная повесть о спасении картин Дрезденской галереи в мае 1945 года: о трудных поисках мировых шедевров, которые были спрятаны в сырых катакомбах, туннелях, чердаках, подвалах в окрестностях Дрездена. Солдаты, спасая картины, сравнивают их с заключенными в концлагерях.
Повесть Волынского «7 дней» вдохновила советских художников на создание монументальных полотен, центральный образ которых «Сикстинская мадонна». Художники копируют картину Рафаэля, включая ее в сюжет своих картин:
Май Данциг «И помнит мир спасенный»
Комментарии 71