Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
Микеланджело
(1546)
Перевод Тютчева
(1855)
Скорчившийся мальчик
Микеланджело Буонарроти
(ок.1530—1534)
Мрамор
Около 1530 – 1534 г.
Государственный Эрмитаж
Микеланджело Буонарроти (1475—1564):
«И высочайший гений не прибавит единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке»
Портрет Микеланджело
Якопино дель Конте
Холст, масло
Около 1540 года
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Светило Микеланджело Буонарроти является одним из ярчайших на небосклоне Высокого Возрождения. Отец его был небогатый дворянин, мать умерла очень рано, и поэтому мальчик воспитывался в доме кормилицы, где он и научился работать с глиной и резцом даже раньше, чем освоил грамоту. Прожив почти девяносто лет, Микеланджело оставил уникальное наследие, которое надолго предопределило развитие всего европейского искусства. Истинный сын своей эпохи, Буонарроти личность поистине универсальная: он и скульптор, и живописец, и архитектор, и поэт, однако показательно, что именно скульптуру он ставил для себя всегда на первое место. Даже в живописи Микеланджело ощущается скульптурная пластичность движений и мощная лепка объемов, да и в поэзии его есть место образу ваятеля и камня. Побывав в Италии во Флоренции, можно увидеть знаменитого «Давида», в Риме – росписи Сикстинской капеллы, а также прославленный архитектурный шедевр Микеланджело – купол собора Св.Петра в Ватикане. В Петербурге же находится всего одно творение великого гения, но и оно делает нас причастными тайнам его творчества.
Считается, что Микеланджело работал над этим произведением параллельно с оформлением скульптурного убранства капеллы Медичи во Флоренции. Сохранившийся набросок гробницы Медичи, датируемый 1523 годом, косвенно указывает на то, что первоначальный замысел эрмитажной статуи, возможно, был связан с этой гробницей. Однако реальное воплощение «Скорчившегося мальчика» датируется первой половиной 1530-х годов, и вряд ли уже относится к замыслу гробницы – это, скорее, самостоятельная станковая пластика. В 1534 году Микеланджело покидает Флоренцию и отправляется в Рим, оставив целую мастерскую незавершенных работ. Впоследствии племянник скульптора Леонардо Буонарроти передал все содержимое мастерской великому герцогу Козимо I Медичи. Возможно, что именно из коллекции Медичи скульптура попала потом к англичанину Джону Лайд Брауну, в каталоге собрания которого есть на это указание. В 1785 году коллекцию Лайд Брауна приобрела Екатерина Великая – и «Скорчившийся мальчик» из Англии переехал в Россию. При Екатерине он был помещен в Гроте Царского Села, в начале XIX века находился в Академии Художеств, и только в 1851 году при открытии Императорского публичного музея оказался в Эрмитаже.
Набросок гробницы для капеллы Медичи
Микеланджело Буонарроти
Около 1523 года
Британский музей, Лондон
Магия незавершенности: стечение обстоятельств или замысел гения?
Скульптура не закончена мастером, и это очевидно при ближайшем ее рассмотрении: спина, таз и ноги фигуры проработаны более тщательно, а вот лицо, кисти рук и стопы намечены в самом общем виде. Кроме того, из-за отсутствия полировки по всему телу юноши можно разглядеть следы рабочего инструмента.
Понять, почему Микеланджело не завершил свою работу так же сложно, как и проникнуть в сознание творца. Возможно, определенную роль сыграло стечение обстоятельств, и во время создания статуи мастер был отвлечен чем-то другим. Однако такое объяснение было бы слишком простым и банальным, особенно если учитывать значимость личности Микеланджело. Есть версия, что в этой незаконченности воплотился собственный взгляд ваятеля на искусство, намного опережавший свое время. Обходя кругом этого юношу, словно погружаешься в творческий процесс демиурга, потому что фигура рождается буквально на глазах: единство с глыбой еще не разрушено, связь с материей еще не прервана, но мрамор уже становится плотью, а образ обретает жизнь. Так же и человек – венец творения – всегда ощущает свою тысячелетнюю связь с материей, а значит – с природой.
«О, в этот век – преступный и постыдный – не жить, не чувствовать – удел завидный…»
Тело юноши, где каждая мышца напряжена до предела, напоминает пружину, готовую распрямиться в любой момент. Но ему уже не суждено расправить свои молодые плечи и поднять поникшую голову, ведь дух юноши сломлен... В 1530 году Флоренция потеряла независимость, пав под натиском испанского короля Карла V и римского папы Климента VII. Страшный террор, развязанный тогда против защитников свободолюбивого города, окончательно подавил его жителей. Такое трагическое мироощущение, конечно, не могло остаться в стороне от искусства Микеланджело, работавшего над «Скорчившимся мальчиком» как раз в это время. Таким образом, получается, что здесь нашли свое прямое воплощение не только сложные пластические задачи, но и самое настоящее крушение высоких идеалов эпохи Возрождения, где мужественный, сильный и прекрасный человек оказывается сломленным и порабощенным.
«Прошу, молчи – не смей меня будить»
При рассмотрении «Скорчившегося мальчика» стоит обратить внимание на качество мрамора, из которого он создан. В эпоху Возрождения подобные скульптуры делались, как правило, из статуарного мрамора чисто белого цвета. Здесь же белизна камня с многочисленными прожилками и вкраплениями далека от совершенства. Вероятнее всего, тяжелое положение Флоренции в 1530-х годах как раз и послужило причиной того, что Микеланджело не смог раздобыть мрамор первого сорта. А возможно, что качество материала вовсе не было для гения главным, и он легко обошелся тем, что было у него под рукой. Специалисты также указывают на некоторые ошибки в передаче анатомии тела, которые заставляют предположить, что Микеланджело не пользовался предварительной глиняной моделью, а создавал юношу сразу в мраморе, причем из единого его блока кубической формы, отсекая постепенно все ненужное, высвобождая из камня этот насыщенный в своем драматизме образ.
Титан эпохи Возрождения, передавший нам в наследство плоды своего творчества.Ему было у кого учиться.Греческие скульпторы Скопас, Пракситель, оставили свои пусть и сильно изуродованные шедевры, в обломках которых чувствовалась рука гения.
Отрадно спать. Отрадный камнем быть. О, в этот век, преступный и постыдный, не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить! ( пер. А. С. Пушкина). Когда в соборе Св. Петра ладонью коснулась росписи купола, было ощущение, что прикоснулась к вечности.
Это известное стихотворение перевёл Тютчев. Посвящено оно аллегорической фигуре Ночи в капелле Медичи. У меня вопрос: каким образом Вам удалось "коснуться росписи купола", высота которого почти 22 метра? Взлетели на вертолёте? А Микеланджело построил специальные леса, чтобы работать гна такой высоте и почти с них не спускался...
Простите, что отвечаю с опозданием - не видела Вашей реплики. Там по периметру под куполом построена галерея, на которую поднимаются на лифте. Туристы в своём большинстве сюда попадают, тем более, что от этой галереи начинается под'ем на самую маковку купола, где находится небольшая смотровая площадка, откуда виден "весь Рим". На самом деле видны только крыши. Но это уже не имеет значения, когда речь идёт о бессмертном творении великого маэстро Буонаротти.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 14
Браво!
У меня вопрос: каким образом Вам удалось "коснуться росписи купола", высота которого почти 22 метра? Взлетели на вертолёте?
А Микеланджело построил специальные леса, чтобы работать гна такой высоте и почти с них не спускался...