Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Когда мальчику было два года, семья переехала в вятское село Рябово.Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они-то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. Отец Виктора был образованным человеком, знал древнегреческий, латинский, старославянский языки, всю округу обучил грамоте.Когда сын подрос, отец направил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарии Виктор не закончил, приехал в Рябово просить благословения на учёбу в Петербургской Академии художеств. Михаил Васильевич выслушал сына и дал своё родительское согласие.Учась в Академии, молодой художник много работал: надо было не только самому кормиться, но и помогать младшим братьям, т.к. родители Васнецовых умерли. С большим интересом создавал Виктор иллюстрации для азбуки. Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку, и они получают две бронзовые медали.На вечерах у Ильи Ефимовича Репина, на которых бывал и молодой художник, часто обсуждали события русской истории. Виктора захватили мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте человеческой, о свободе. В 1879 году на выставке передвижников в Петербурге появляется картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Всё в картине сказочно — и богатырь на коне, и природа. Никогда в русской живописи не было такой сказочной картины и такого сказочного героя.В воображении художника встают сказочные, былинные образы, и единственная мечта Васнецова — выразить эти образы в живописи. Он читает «Слово о полку Игореве», ходит в Оружейную палату, зарисовывает старинное вооружение. В 1880 году художник отправляет в Петербург на выставку картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Возвышенные образы «Слова…» вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после боя, когда сама природа оплакивает убитых… Репин с восторгом отозвался о картине. Известный русский коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрёл полотно для своей картинной галереи.
На выставке была и картина «Ковёр-самолёт». Картину на этот сюжет заказал Васнецову фабрикант и меценат С.И.Мамонтов, который вместе с Третьяковым материально поддерживал Васнецова. Савва Иванович пригласил Васнецова пожить и поработать в своём подмосковном имении Абрамцево. Здесь художника ждали встречи с мастерами русской живописи Репиным, Поленовым, Суриковым, Серовым, Левитаном. По рисункам Васнецова в абрамцевском парке сооружается «Избушка на курьих ножках». По его проекту строится церковь. В Абрамцеве, находясь среди друзей, Васнецов был счастлив как никогда.Однажды Виктор Михайлович рассказал младшему брату Апполинарию, который тоже стал художником, что на Хотьковской дороге, по которой нищие шли на богомолье, он увидел странную девочку. Одиноко брела она , и была в её глазах страшная тоска. Образ этой девочки запал в сердце. У художника зародилась мысль об «Алёнушке»: героиня сказки ассоциировалась с образом этой девочки. Эта картина — один из самых трогательных образов русской живописи, волнующих душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе бедной девушки.В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На одной из выставок внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь вспомнил он замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. А вскоре в парижской мастерской Поленова появилась русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил эту картину. Русские былинные воины на ней — своего рода собирательный образ русского народа, воплощение лучших черт русского национального характера.В 1899 году к столетию А.С.Пушкина В.М.Васнецов сделал иллюстрации к его поэме «Песнь о вещем Олеге». Он украсил листы изумительным старинным орнаментом. По просьбе Васнецова художник В. Д.Замирайло написал текст поэмы от руки, как писали когда-то летописцы. Это большая, красивая, нарядная книга. Такой детской книги в России ещё не было.23 июля 1926 года художника не стало.«Я только Русью и жил», — говорил художник, замечательный русский мастер из славной плеяды крупнейших представителей русского демократического искусства.
Видео: http://youtu.be/g14-sYUlol4
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев