Ли́дия Ста́хиевна Мизи́нова (Лика Мизинова; в замужестве — Санина; 8 (20) мая 1870, Подсосенье, Тверская губерния — 5 февраля 1939, Париж) — русская певица, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, близкий друг А. П. Чехова, прототип Нины Заречной в пьесе «Чайка».
Чехов внешне очень привлекательный, талантливый и остроумный, всегда пользовался у женщин большим успехом, друзья писателя в шутку называли его многочисленных поклонниц «антоновками». И хотя Чехов старался не заводить серьезных романом и всячески избегал разговоров о женитьбе, многие из его любовных историй оставили значимый след в жизни писателя.
Задумав как-то написать роман «О любви», Чехов добросовестно трудился над ним несколько месяцев - писал, вычеркивал, стараясь сделать его покороче. И в результате от всего написанного осталась лишь одна фраза: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…». Собственно, такими и были его представления о браке. Больше всего Чехов ценил свободу и независимость.
Многие дамы любили Чехова, всячески добивались его внимания, были готовы бежать к нему по первому зову. Он же, не обещая им ничего серьезного, тем не менее, не давал угаснуть их надеждам. Сам же тем временем мог легко завязать новый роман. И влюбленные в него женщины, смирившись, соглашались поддерживать с ним романтические отношения, не требуя взамен никаких обещаний. Такая у него была игра.
«Жениться я не хочу, да и не на ком. Мне было бы скучно возиться с женой. А влюбиться весьма не мешало бы. Скучно без сильной любви. Извольте, я женюсь. Но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день. Счастья же, которое продолжается от утра до утра, я не выдержу».
И искал Чехов вовсе не любовь, а влюбленность, которая, озаряя его жизнь, давала бы ему вдохновение, но не мешала творческому процессу. Именно такими были его отношения с Лидией Мизиновой.
В возрасте 28 лет Чехов не на шутку увлекся одной из подруг своей сестры, 19-летней Лидочкой Мизиновой. Лидия #Мизинова, которую все ласково называли Ликой, была очень красива.
В начале знакомства они часто проводили время вместе – ходили в гости, на выставки, на концерты. Чувствуя, что и он тоже нравится Лике, Чехов фонтанировал остротами, шутками. В письмах Чехов называл ее «Прекрасная Лика», «адская красавица».
Но дальше полу-признаний он в письмах к Лике не заходил и всегда придерживался шутливого тона. Так продолжалось около десяти лет.
Лика была влюблена страстно и откровенно демонстрировала свою любовь, Чехов же о женитьбе не помышлял. Он будто играл с Ликой - то удалялся от нее, то снова был рядом. Лика, уже понимая всю пагубность этих отношений, справиться со своими чувствами была не в силах. Она стала досаждать Чехову письмами, пыталась флиртовать на его глазах с другими, чтобы вызвать в нем ревность, но это не помогало.
Наконец, она все же поняла, что предложения от Чехова ей не дождаться, ему нравится сама игра с ней, и ничего большего ему не надо. И тогда их отношения прекратились.
Лика пробовала себя во многих занятиях. Помимо преподавания в гимназии, давала частные уроки французского языка, служила в Московской городской думе, занималась переводами с немецкого, пробовала стать модисткой — и не нашла себя ни в одном из них.
Современники выделяли два достоинства Лики — её красоту и её музыкальную одарённость. Чаще всего она пела свой любимый романс «День ли царит».
"Лика была девушка необыкновенной красоты. Настоящая «Царевна-Лебедь» из русских сказок. Её пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза под «соболиными» бровями, необычайная женственность и мягкость и неуловимое очарование в соединении с полным отсутствием ломанья и почти суровой простотой — делали её обаятельной, но она как будто не понимала, как она красива, стыдилась и обижалась, если при ней об этом кто-нибудь из компании Кувшинниковой с бесцеремонностью художников заводил речь. Однако она не могла помешать тому, что на неё оборачивались на улице и засматривались в театре."
(с) Щепкина-Куперник Т. Л. О Чехове / А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1986.
В 1894 году модный писатель и опытный ловелас Игнатий Потапенко познакомился с Ликой, безнадёжно влюблённой в Чехова. Это знакомство, не без поощрения Чехова, переросло в связь, и вскоре Лика уехала в Париж с женатым Потапенко. Там у них родилась дочь, умершая в детстве; Потапенко же вернулся к жене, угрожавшей самоубийством. Узнав о ребёнке, Чехов назвал Потапенко в частном письме «свиньёй», а затем вывел его и Лику в «Чайке» в образах Тригорина и Нины Заречной.
В 1901—1902 году, окончив курсы вокала, играла в Московском Драматическом театре под псевдонимом «Лика».
В 1902 году оставила сцену и вышла замуж за актера и режиссёра Московского Художественного театра (МХТ) Александра Акимовича Санина, ставшего впоследствии известным оперным режиссёром.
В 1922 году уехала с мужем за границу. Детей у них не было. Умерла 5 февраля 1939 года от туберкулёза. Похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7