XVII в.
Ушаков Симон Федорович
1676 г. (?)
Нимбы и одежды золоченые, фон светло-зеленый, поля темно-зеленые. На ¦ нижнем поле белильная надпись: слева — (7)104 (1596) г ГОД (ПИСА)Л ПИМИН ФЕДОРОВ СН; справа — (П)ОПРОЗВАНИЮ СИМОН УШАКОВ. Икона заключена в киот, в верхней части килевидно-лопастной формы, с росписью. Композиции: вверху «Отечество» (Саваоф, Христос, Святой Дух в виде голубя, архангелы Михаил и Гавриил); сбоку на скосах киота — святые в рост: Василий Исповедник, мученица Марфа, мученик Христофор, мученица Наталья. На дне киота надпись черной краской: (7)202 го ГОДУ МАИЯ В 15 ДЕН В СЕМ КИОТЕ ОБРАЗ ПРЕСТЫЯ БДЦЫ КАЗАНСКИЯ В ОКЛАДЕ ПОСТРОЕН ПО ОБЕЩАНИЮ СТРЯПЧЕГО ВАСИЛИЯ СТАХНЕВИЧА ГОРЬСКОГО А ОТДАН ВКЛАДУ В МНСТРЬ ПРПДОБНАГО ИОСИФА ВОЛОЦКАГО В ЦРКОВЬ.
Икона — дерево, темпера яичная, позолота. Доска без ковчега, дублирована, скреплена металлическими с резным орнаментом полосками. 28,3 × 25 × 3,7. № ЭРИ-506.
Киот — дерево, металлические крепления (железо), кожа (обита тыльная сторона). Краска яичная, торцы киота — масляная. 50,5 × 37 × 9. № ЭРИ-507.
Поступление: 1965 г. из ГРМ (вместе с киотом). В ГРМ поступила в 1912 г. в киоте и окладе из Иосифо-Волоколамского монастыря. В Эрмитаж поступила без оклада (венчик с коруной и цата), оклад хранится в ГРМ.
Выставки: Выставка НКП РСФСР памятников древнерусской живописи в Берлине, Кельне, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Вене и Лондоне в 1929–1932 гг.
Литература: 1) Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по русскому искусству. Л., 1929. Т. 1. С. 133. Воспр. на с. 134; 2) Denkmäler Altrussischer Malerei. Russische Ikonen von 12–18. Jahrhundert. Ausstellung des Volksbildungskomissariats der RSFSR und der Deutschen Gesellschaft zum Studium Osteuropas in Berlin, Köln, Hamburg, Frankfurt a. M. Februar — Mai 1929. Berlin und Königsberg, 1929. S. 21. Nr. 112.
Примечание. 1596 год, обозначенный на иконе как дата исполнения, вызывает недоумение, так как Ушаков родился в 1626 г. М. К. Каргер предполагал, что в подписи опущена цифра с обозначением десятков. Икона тщательно обследована в реставрационной мастерской Эрмитажа. Выяснилось, что часть надписи, расположенной справа, сохранилась хорошо под слоем старой олифы, надпись же слева имеет утрату на месте изначальной даты; границы старой надписи видны, что дает право предположить наличие не трех, а четырех букв в изначальной дате. Вероятнее всего, после вычинки (икона дублирована и чинена) были написаны заново три буквы даты, а четвертая забыта (обозначение десятков). Восстановить старую дату трудно: исходя из данных биографии Ушакова, здесь возможны разные варианты. Косвенные данные дают материал для предположения. В 1674 и 1676 гг. упоминается в документах о заказе и оплате Ушакову за образ «Казанской Богоматери» для хором царицы Натальи Кирилловны. В первом случае указан размер иконы, несколько больший, чем размер эрмитажной (Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Словарь. М., 1910. С. 352, 356). Во втором случае размеры не указаны, но год может совпасть с годом, обозначенным на иконе, если предположить, что утрачена буква «П», обозначающая восемь десятков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев