Эдуард Семёнович Ханок (белор. Эдуард Сямёнавіч Ханок; р. 18 апреля 1940) — белорусский музыкант и композитор. Заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1982). Народный артист Беларуси (1996). Все мы знаем эти песни!
Автор шлягеров «То ли ещё будет», «Малиновка», «Потолок ледяной», «Лягу, прилягу», «Завируха» и др., в интервью «АиФ» поделился секретом крепкого многолетнего брака.
«Пугачёвка нас связала»
– С будущей женой Евлалилей, в просторечии Лялей, я познакомился в 1960-м, а в мае 1962-го мы поженились. Я жил тогда в Бресте, играл на аккордеоне в городском оркестре, где работал знакомый кларнетист-саксофонист. На крестинах его ребёнка в деревне Пугачёвка (где он жил), мы и познакомились с Лялей, которая жила наискосок от дома кларнетиста. На празднике я вовсю играл на аккордеоне, но она на меня не обратила внимания. Евлалия училась в музыкальном училище по классу фортепиано, и аккордеонист для неё был не очень интересен. Я это почувствовал. Сел за фортепиано и кое-что наиграл. Тогда у меня ничего своего ещё не было. Поэтому сыграл что-то солидное из классики, чтобы покорить её. И вот это «кое-что» её и зацепило. Мы прогулялись по деревне, пообщались и начали встречаться. Когда я полез целоваться, ей это показалось не комильфо. Мы разругались и 2 года не разговаривали. А когда встретились вновь, сразу поженились.
Через несколько месяцев после свадьбы я уехал на учёбу в Московскую консерваторию, и все 5 лет мы жили почти в разлуке. После окончания учёбы я приехал к супруге в Кривой Рог (она перебралась туда, чтобы быть ближе к старшей сестре) и устроился преподавателем на музпедфакультет в местном институте. Когда у нас родилась дочь Руслана, у меня на работе случился роман с одной пухленькой тётенькой, которая запала мне в душу. Меня понесло, короче говоря. Дошло до развода. В пятницу мы с Лялей подали документы, а на пошлину денег не было. Это были небольшие деньги, но тогда и таких не было. Я был нищим, можно сказать. Это потом я разгулялся, когда песню «Потолок ледяной» запела вся страна. Решил так: в понедельник получу зарплату, оплачу пошлину и разведусь. Но за выходные передумал и вернулся к жене. Ляля попереживала немного и успокоилась. Большой трагедии не было, честно говоря. Я же вернулся.
У нас, конечно, бывают всякие ссоры. Но до серьёзных скандалов ни разу не доходило. Считаю, что Евлалия – лучшая в мире… нет, не так – идеальная жена. Мне просто повезло. Она знает все дурные черты моего характера и умеет гасить, когда меня заносит. Это большое счастье, что я нашёл соответствующую себе вторую половину. У нас идеальное совпадение.
При этом у Евлалии очень суровый взгляд. Она как глянет, душа в пятки уходит (смеётся). Я типичный подкаблучник. В хорошем смысле слова. Бог не дал мне красоты, я человек со скромной внешностью. Скажу откровенно, больше я ревновал жену, чем она меня. Такой уж я мужик – неуверенный в себе, понимаете.
Жена у меня из простой семьи, человек неприхотливый – барских замашек никогда не имела. Мы никогда не шиковали, но нам хватало. Отсутствие денег в советские времена было естественным состоянием. Хотя мы оба работали. Когда я начал писать песни, ездил в Москву по студенческому билету своего ученика, чтобы сэкономить на билетах. Доездился до того, что встретился с Эдуардом Хилем, которому понравился «Потолок ледяной». Когда песня стала шлягером, тогда пошло всё, что полагается в этом случае, – и слава, и деньги.
У нас с Лялей трое детей – Руслана, Алексей и Светлана. Их воспитанием занималась в основном жена. Руслана живёт недалеко от нас с Лялей в Минске, Алексей (бизнесмен) проживает в Подмосковье. Младшая Светлана сначала пошла по музыкальной части. Она в своё время пела неплохо. У неё даже был свой хит «Прекрасная дама» – музыка моя, стихи Ларисы Рубальской. Её и на центральном телевидении показывали. Сейчас она живёт в Тель-Авиве и работает в Министерстве алии и интеграции. Слава богу, что она не стала певицей. Это очень тяжёлая профессия. Тем более она по духу и манере пения ближе к советским исполнителям. Ей в шоу-бизнесе было бы очень трудно.
Я очень лояльный отец и очень хороший дедушка. Когда внуки приходят в гости, без денежки их не провожаю. Деньги мне сегодня нужны только для того, чтобы поесть и внукам раздать. Слава богу, Российское авторское общество платит хорошие деньги, на которые можно жить безбедно.
Прихожу как Тютькин, ухожу как Магомаев
Многие мои коллеги уже ушли, а я продолжаю трудиться на благо своей семьи и Родины. Сейчас больше работаю как просветитель. По моей теории творческих волн живёт весь мир. И жена верит в меня больше как в теоретика. Но иногда даю творческие вечера. Для молодёжи чисто формально пою свои песни, чтобы напомнить, кто я такой, а потом даю жару – исполняю попурри из 27 современных хитов. Пою: «Ягода малинка, о-о-о», «Ты пчела, я пчеловод», «Время пострелять, между нами пальба»… Иногда включаю в репертуар и «Траву у дома». Или пою вместе с публикой песни «Ласкового мая» – памяти Юры Шатунова. Такое творится на моих концертах, вы даже не представляете. Прихожу к ним как Тютькин, а ухожу как Магомаев. Заканчиваю выступление словами: «Ребята, после 60 лет не пойте песен своих ровесников, будете стареть. Пойте любимые песни внуков». Песня – это энергия, заложенная в ноты. Если каждый день петь хотя бы по 15 минут сегодняшние хиты, молодая энергетика будет вытеснять старую. И сразу молодеешь душой. Поэтому в свои 82 чувствую себя лучше, чем, условно, в 28. Дети не ожидают, что старый 82-летний дядька так может зажигать. Они поют, кричат-визжат от восторга. А после концерта – селфи, обнимашки. Да, голос у меня скромный, но он ровно такой, какой требуется. Больше не нужно в моём варианте. Есть масса певцов с голосом, которые ни черта не умеют завоевывать популярность. А я умею держать публику, я хороший интерпретатор.
Я и в «Орлёнке» выступал, а в нашем лагере «Зубрёнок» (это белорусский «Артек») – 4 раза только за 2 месяца. На последней встрече в «Зубрёнке» была половина детей из Беларуси, половина из России. Есть московский бизнесмен Андрей Чижик. По его просьбе регулярно выступаю в школах и лицеях его родного города Лида.
И дома каждый день пою минимум по 15, а то и по 30 минут современные песни. Почему свои «сдал в архив»? Потому что они мне уже неинтересны. Это нафталин. Моему суперхиту «Потолок ледяной» больше 50 лет. Но самой главной своей песней всё-таки считаю «Служить России» (гимн «Юнармии»), которую мы написали с Ильёй Резником. Для меня, родившегося в Советском Союзе, эта песня главная потому, что она звучит 9 Мая на Параде Победы уже 14 лет подряд и на Красной площади, и во многих городах великой России.
Жизнь хитрее человека
А если возвращаться к 60-летию нашего с Лялей брака, хочу сказать: жена должна быть одна и на всю жизнь. Практически такое редко бывает. Жизнь хитрее человека. Если вам не повезло, если вы разнохарактерные, если у вас нет слияния, совместная жизнь ничего вам не даст. Будете всю жизнь мучиться. Мы с женой прошли вместе все невзгоды, зато сейчас такая любовь! Жена даже устаёт от неё. Когда целыми днями в любви объясняются, любой человек устанет. Это обычная практика. Но если я помалкиваю и не говорю, как я её люблю, она начинает скучать.
В консерватории профессор Кабалевский говорил мне: «Запомни, какая бы ни получилась первая, вторая, третья часть, часто успех симфонии решает финал». И этот совет я перенёс на жизнь. У меня финал и творческий, и семейный удался. Я счастливый человек. А всё остальное – «издержки производства».
Песни, авторы слов и исполнители.
«Белый аист» (А.Поперечный) ВИА «Сябры», ВИА «Песняры», Лев Лещенко
«Верба» (Ю.Рыбчинский) ВИА «Самоцветы»
«Веселые, зеленые, лупатые» (С. Поляков) ВИА «Песняры»
«Волна — волна» (В.Харитонов) Лина Прохорова
«Вологодчина» (Л.Рубальская) Эдуард Хиль, Марина Девятова, «Домисолька»
«Вы шумите, берёзы» (Н.Гилевич) ВИА «Сябры»
«Горлица» (С.Кирсанов) Владимир Макаров
«Давай поговорим» (И.Резник) Юрий Богатиков, Андрей Миронов, Эдуард Хиль
«Две минуты» (Д.Костюрин) Аида Ведищева
«Днепряночка» (А.Дихтярь) Николай Кондратюк
«Емеля» (М.Пляцковский) Эдуард Хиль
«Есть на Волге город» (С.Островой) Эдуард Хиль
«Журавли» (А.Досталь) Аида Ведищева
«Завируха» (Г.Буравкин) ВИА «Верасы»
«Зима» (С.Островой) Лев Барашков, Ренат Ибрагимов, Эдуард Хиль
«Июнь Июльевич Август» (Н.Зиновьев) Екатерина Семёнова
«Качели» (В.Харитонов) Лев Лещенко
«Комсомольская площадь» (Е.Долматовский) Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев, Эдуард Хиль
«Малиновка» (А.Поперечный) ВИА «Верасы»
«Мне красивого не надо» (М.Танич) ВК «Улыбка»
«Море по колено» (С. Поляков) ВИА «Песняры» и детский хор
«Музыка зимы» (М.Пляцковский) ДХ ЦДДЖ, сол. И.Роднова
«Мы машины провожаем» (А.Дихтярь) Эдуард Хиль
«Одна буква» (С.Островой) Эдуард Хиль
«Ой, малина, ах, Марина» (С.Красиков) Геннадий Каменный
«Песня лягушек» (С. Поляков) ВИА «Песняры»
«Разбуди меня, дождь» (Ю.Рыбчинский) Эдуард Хиль
«Разговоры» (Г.Серебряков) Ольга Воронец, Мария Пахоменко
«Реченька туманная» (А.Поперечный) Анна Герман, Валентина Толкунова, Мария Пахоменко
«Речные страдания» (С.Островский) Мария Пахоменко
«Самурай» (Л.Рубальская) Эдуард Хиль
«Служить России» (И.Резник) Академический ансамбль песни
«Солнышко смеётся» (И.Векшегонова) Кристина Орбакайте
«Спорит Вологда и спорит Кострома» (И.Шаферан) Геннадий Каменный, ВИА «Пламя»
«То ли ещё будет» («Песенка первоклассника») (И.Шаферан) Ольга Рождественская, Алла Пугачёва
«Ты возьми меня с собой» («Песенка про журавлика») (И.Резник) Алла Пугачёва
«Ты моя надежда» (В.Боков) ВИА «Песняры»
«Частушки» (И.Измайловский) Мария Пахоменко
«Чемпион» (С. Поляков) ВИА «Песняры»
«Шаги» (В.Шефнер)Эдуард Хиль
«Шуба» (С.Кирсанов) Владимир Макаров
«Шуточная строевая» (В.Харитонов) Владимир Макаров, Эдуард Хиль
«Я иду по дороге» (А.Прокофьев) Ольга Вардашева
«Я у бабушки живу» (И.Шаферан) ВИА «Верасы»
«Я уехал от весны» (Р.Рождественский) Эдуард Хиль
«Тик-Так ходики» (С.Харин) ВИА «Балаган Лимитед»
«Челси» (Э.Ханок) «Э. Ханок»
«Самурай» (Л.Рубальская) «Э. Ханок»
«Моя армия» (И.Резник) «Домисолька»
«Вологодчина» («Дедморозовская») (Л.Рубальская) Э. Хиль, М. Девятова, «Домисолька»
Песни к мультфильму «Квака-задавака» (1975 г., киностудия «Беларусьфильм»), тексты песен С. Поляков в исполнении ВИА «Песняры»
Песни к мультфильму «Про кота, Васю и охотничью катавасию» (1981 г., киностудия «Беларусьфильм»), тексты песен А.Вольский в исполнении рок-группы «Сузор’е»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев