«Богатыри» Холст, масло 295 х 446 см Государственная Третьяковская галерея 1881-1898
Одно из последних приобретений Павла Третьякова –полотно «Богатыри» (самая масштабная картина Васнецова) созывалось около 30 лет: первый набросок был создан в начале 1870-х, а картина была закончена в 1898 году. Эскиз трех богатырей-всадников Васнецов создает еще в 1876 году в парижской мастерской Василия Поленова. Отложив этот эскиз на десятилетия, Васнецов возвращается к нему в Абрамцево.
В центре на черном могучем коне крестьянский сын Илья Муромец, рядом на белом скакуне, судя по стати арабской породы, Добрыня Никитич и сын ростовского попа Леонтия Алеша Попович. Три богатыря охраняют границу русского государства. Непобедимой заставой стоят на пути врагов. Васнецов сохраняет поэтическую сказочную интонацию.
Высоко расположенная линия горизонта позволила Васнецову «расширить» пейзаж. У ног конец – крошечные елочки, за спинами – собирательный образ русской природы.
По словам самого художника «мощные дубы в парке натолкнули его на мысль приняться за богатырей». Благодаря поддержке Саввы Мамонтова специально для этой картины строится мастерская при одном из усадебных домиков.
Алешу Поповича Васнецов писал с Андрея, сына Мамонтова. При написании облика Добрыни Васнецов взял несколько собственных черт и несколько черт Поленова. Илья был написан с крестьянина. Каждый из богатырей олицетворяет некую грань русского национального характера: Илья Муромец -это мощь, Добрыня Никитич – горячность. Алеша Попович – хитрость.
«Богатыри» полны психологических деталей, которые уточняют образы ее персонажей. Среди них – гусли, прикрепленные к седлу Алеши Поповича, говорят нам о том, что перед нами – не только храбрый воин, но человек со своим интересом.
Если Алеша Попович поповский сын, не мог он интересоваться гуслями. В те времена шла охота на гусли, попы их просто уничтожали. Вероятно Алеша их у кого-то отобрал и собирался их сжечь. Если он олицетворяет хитрость, он не может играть на гуслях, и не может проявлять к ним интерес, кроме, как уничтожить их. Я как то в юности слышала такую версию, или может этому есть серьезные основания, что Поповича художник на этой картине вообще не предусматривал. Но потом вероятно по чьему-то настоянию художник эту фигуру пририсовал. Попович вообще выбивается из контекста русских богатырей.
Комментарии 5