Она тесным образом связана с историей России, русского быта. Зa относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». "Приедет ли. бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...»
Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно
конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейшимх предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.
Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а когда, спустя совсем недолгое время, самовар стал антикварной редкостью и предметом коллекционирования, исследовать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получилось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной самовару.
Наше издание не в состоянии заполнить эту огромную лакуну, но мы попытаемся сделать хотя бы шаг в этом направлении.
«Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» -эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране почти на протяжении двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что этот металлический агрегат для нагревания воды обрел живую -душу», став материальным воплощением гостеприимства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев