Эта теория достаточно подробно описана в книгах советского археолога, историка, академика Российской Академии наук Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В своих книгах Борис Александрович так описывает теорию: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Данная гипотеза оценивается большинством современных учёных как наиболее достоверная. На основе этого далее в нашем повествовании будем опираться именно на эту теорию.
2. Европейская теория
Согласно этой теории, вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени. Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине.
Но поскольку каменное строительство на Руси было развито слабо, то и дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей.
Эта теория, в частности, упоминается в книге Николая Николаевича Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году. Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники - это не исконно русская традиция.3. Корабельная теория
Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой. И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы: встречаются уникальные изображения сиринов, львов, единорогов. Можно предположить, что эта символика “перекочевала” и на деревянную резьбу, украшающую дома. И несла она ту же функцию, что и на бортах кораблей — мистические существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Невозможно сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть историки, уверенные, что именно с
корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.4. Церковная теория
Согласно теории, вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эту теорию описывает Александр Игнатьевич Скворцов в своём труде «Русская народная пропильная резьба»:
«В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов. Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ»
Примечательно, что когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот, а сами наличники поразительно напоминают оклады - декоративные покрытия для икон - своеобразные украшенные “рамки”, в которые заключалась икона.
Эти факты делают церковную теорию более убедительной. Примечательно, что деление наличника на ярусы (об этом пойдёт речь далее) - мысленно отсылает нас к ярусному делению церковного иконостаса.
Комментарии 1