Может ли пластинка с рождественскими песнями повлиять на развитие всей музыки?
Сейчас я свой текст начну необычно и издалека. До недавних времен лучшей пластинкой по мнению авторитетного в далеких странах журнала Rolling Stone считали альбом группы The BeatlesSgt.Pepper`s Lonely Hearts Club Band. Альбом, открывший миру возможности студийной работы и усложнения поп-музыки, ставший одним из примеров для подражания в 1960-е, новаторское произведение, предвосхищающее прогрессив-рок, один из первых альбомов с концепцией и своего рода драматургией. Как признавался Пол Маккартни, одним из источников вдохновения для него стала пластинка 1966-го года Pet Sounds американской группы The Beach Boys.
Pet Sounds - это творение лидера группы Брайана Уилсона, решившего сделать пластинку, где не будет "проходных" песен, а каждый из номеров будет сюжетно связан с предыдущим. В Pet Sounds тематика песен была посвящена переживаниям взросления и подростковым кризисам. Это была своего рода "поп-симфония", ради которой Уилсон пошёл на студийные ухищрения и ввел в инструментарий оркестровые инструменты и расширенные составы. Усложнение поп-музыки стало причиной своего рода конкуренции между двумя известными коллективами, и Пол Маккартни принял вызов, называя при этом Pet Sounds непревзойденным шедевром, а песню God Only Knows одной из лучших песен, которые он слышал.
Друзья, приглашаю подписаться на сообщество! Впереди будет много интересного!
В свою очередь, а что же повлияло на Pet Sounds? Что заставило Брайана Уилсона задуматься над не самой очевидной для поп-музыканта тогда мыслью: альбом может быть концептуально содержательным, он может от начала до конца преследовать какую-то цель, а не являться просто сборником разрозненных песен. Оказывается, была такая пластинка, которую The Beach Boys рассматривали как референс - это был "рождественский альбом" лейбла Philles, записанный американским продюсером Филом Спектором.
Вы наверняка слышали музыку, которую Спектор спродюсировал. Например, вы слышал ImagineДжона Леннона, ведь до середине 1970-х после распада The Beatles Фил сидел в продюсерском кресле альбомов Леннона и Джорджа Харрисона. Мало того, он продюсировал и самих "битлз" : их альбом Let It Be, заставший группу на издыхании, делался без их постоянного наставника Джорджа Мартина, его функции взял на себя Спектор. В свою очередь, Фил был для битлов и многих других поп-музыкантов того времени одной из самых влиятельных фигур: песни его авторства или которые он продюсировал исполняли другие, а его продюсерские находки использовали на своих записях сотни артистов.
Спектор был автором так называемой "Стены звука": нового метода фиксации музыки в студии. Ведь на тот момент студии звукозаписи были несовершенны, очень много при записи терялось, а Спектор решил для создания идеального поп-хита внедрить собственный метод. Он заключался в том, что в студии в момент записи было огромное количество музыкантов, и с виду простая песня превращалась в настоящее оркестровое полотно: пять гитар играли в унисон, бас или контрабас играли в низком регистре, несколько клавишников создавали фон, множество ударных и перкуссии держали ритм, оркестровые инструменты и вокальные составы дополняли это великолепие своими оттенками. Весь этот звуковой массив Спектор обильно "сдабривал" реверберацией и различными акустическими эффектами, в итоге ощущение возникало большой оркестровой ямы. Не всем нравился такой звук, кто-то называл его грязным и неоправданным, а самого Спектора сравнивал с Вагнером, тоже любителем больших составов.
С конца 1950-х Спектор записал сотни песен. Его лейбл Philles выпускал синглы, как пирожки. Артисты его лейбла, такие как вокальные ансамбли The Crystals или The Ronettes, издавали альбомы, попадавшие в чарты на первые места по обе стороны Атлантики. И вот в 1963-м году гений звукозаписи выпускает альбом...рождественских песен. Тогда это было обычным делом: любой мало-мальски известный артист выпускал за время своей карьеры один, а то и два или три, таких альбома, состояли они из известных стандартов типа Silent Night или White Christmas.
Но что же мы могли услышать на новой пластинке, названной A Christmas Gift For You by Phil Spector ("Рождественский подарок для тебя от Фила Спектора")? В отличие от других рождественских сборников, здесь прямо таки ощущалась драматургия: начиная с открывающей альбом White Christmas в исполнении Дарлен Лав до финальной Silent Night, на фоне которой Спектор поздравлял слушателей с рождеством, мы буквально ощущали перепады настроений, подобно симфонии или сюите. Спектор подобрал высококлассных музыкантов, говорят, даже сам Брайан Уилсон участвовал в записи, но его выгнали из студии за малопрофессиональную игру на рояле. Он не обиделся, к слову.
Уже в момент выхода критики высоко оценили вышедшую пластинку. Слушатели испытали катарсис, а музыканты сразу же взялись анализировать находки продюсера и интегрировать в свою музыку. Это был настоящий прорыв: впервые альбом рождественских песен воспринимался как произведение искусства. Это был шедевр, на который равнялись. Если Sgt Pepper и Pet Sounds повлияли на другие поколения музыкантов, сами при этом вдохновляясь A Christmas Gift For You, то выходит, что спекторовский опус давно и прочно проник в ДНК современной музыки.
Это был редкий случай. К сожалению, в дальнейшем карьера Спектора переживала разные этапы, А сам он был запятнан в череде жутких скандалов, кончив в тюрьме в возрасте 81-го года. Тем не менее, его влияние на звукозапись и современную музыку сложно не ощутить.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев